Размер шрифта
-
+

Поэтика Ф. М. Достоевского: опыт интерпретации

1

Цит. по кн.: Франк С.Л. Непостижимое // Франк С.Л. Соч. М., 1990. С.213.

2

Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1955. Т.7. С. 310.

3

Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С. 534.

4

Там же. С. 588.

5

Юнг К. Г. Об отношениях аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. С. 274.

6

Стихотворение А. С. Пушкина «Поэт»

7

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1981. Т.XXII. С. 54. Далее везде «Дневник писателя» письма цитируются по этому изданию с указанием в тексте номера тома (римской цифрой) и страницы (арабской цифрой).

8

Флоренский П. А. Пути и средоточия // Флоренский П. А. У водоразделов мысли. М., 1990, Т. 2. С. 27.

9

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986; Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М//Л., 1966; Бушмин А. С. Об аналитическом рассмотрении художественного произведения // Бушмин А. С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. М., 1969; Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. М., 1968; Лихачев Д. С. О филологии. М., 1989 и др.

10

Уайльд О. Полн. собр. соч. М., 1909. Т. 5. С. 209.

11

Потебня А. А. Из лекций по теории словесности. Харьков, 1894. С.136

12

Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. Изд. 2-е. М., 1986. С. 392.

13

См. примечания к роману: Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 15 т. Л., 1989. Т. 6. С. 619–634.

14

Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном творчестве // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 38. Ср.: Скафтымов А. П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы // Русская литературная критика. Саратов, 1994. С. 134–152.

15

Аверинцев С. С. Символ // КЛЭ. Т.6. Ст. 828.

16

Лосев А. Ф. Философия имени // Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С. 162, 163.

17

Еще раз предупреждаем о недопустимости в нашем контексте употребления слова «миф» в значении «ложь, небылица».

18

Юнг К. Г. Указ. соч. С. 284

19

См.: Мочульский К. В. Достоевский: жизнь и творчество // Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995; Кирпотин В. Я. Мир Достоевского. М., 1983.

20

Кирпотин В. Я. Указ. соч. С. 44.

21

Литературное наследство. Т. 83. С. 699.

22

Рыбаков Б. А. Рождение богинь и богов // Мифы древних славян. С. 166–167.

23

Литературное наследство. Т. 83. С. 250, 414, 428, 441, 525, 619, 628.

24

Отправив в редакцию «Русского вестника» две первые главы, Достоевский в письме к А. Н. Майкову от 12 января 1868 г. признается: «В сущности, я совершенно не знаю сам, что я такое послал». 26 октября 1868 г. в письме к тому же Майкову он напишет о том, что идея «Идиота» окончательно для него выяснилась только в работе над 4 частью. Закончив роман и обнаружив, что «не выразил и 10-й доли того, что… хотел выразить», Достоевский все-таки в письме к С. А. Ивановой напишет так: «…я от него (от романа – Н.Т.) не отрицаюсь и люблю мою неудавшуюся мысль до сих пор» (XXIX, кн. I. С. 10).

25

Гегель Г. В. Лекции по эстетике //Гегель Г. В. Соч. М., 1958. Т. XIV, кн. 3. С. 165.

26

Лотман Ю. М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. С. 333.

27

Там же. С. 328.

28

Юнг К. Г. Архетип и символ. С. 82

29

Литературное наследие. М., 1973. Т. 86. С. 69–70.

30

Один из возможных путей был предложен Б. М. Энгельгардтом, который исходил из того, что «для самого Достоевского все это было преодоленным моментом духовного становления» и, следовательно, исследователь его творчества должен стремиться к тому же (См.: Энгельгардт Б. М. Идеологический роман Достоевского // Ф. М. Достоевский: Статьи и материалы. Сб. второй // Под ред. А. С. Долинина. М. – Л., 1924. С. 76. См. также работы: Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976; Его же: О литературных архетипах. М., 1994; Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. Из ранних работ: Дурылин С. Н. Об одном символе у Достоевского // Достоевский: Сб. статей. М., 1928. (Вып. 3); Бем А. П. Тайна личности Достоевского // Православие и культура. Берлин. 1923 и др.

31

Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994. С. 86.

32

Уильямс Д. Л. Пересекая границу. Воронеж, 1994. С. 179.

33

Булгаков С. Н. Природа религиозного сознания // Булгаков С. Н. Свет невечерний. М., 1994. С. 59.

34

Анненков П. В. Замечательное десятилетие 1838–1848 // Анненков П. В. Литературные воспоминания. М., 1983. С. 273.

35

Фельетон от 27 апреля 1847 г. // Фельетоны сороковых годов. М.//Л., 1930. С. 132.

36

Нечаева В. С. Ранний Достоевский. 1821–1849. М., 1979. С. 164.

37

Истомин К. К. Из жизни и творчества Достоевского в молодости. Введение в изучение Достоевского // Творческий путь Достоевского // Под. ред. Н. Л. Бродского. Л., 1924. С. 33. См. также: Туниманов В. А. Некоторые особенности повествования в «Господине Прохарчине» Ф. М. Достоевского // Поэтика и стилистика русской литературы. Памяти академика В. В. Виноградова. М. – Л., 1971. С. 211–212.

38

Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. С. 116.

39

Словарь символов. С. 501.

40

Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 15 т. Л., 1988. Т. 1. С. 335. В дальнейшем цитаты даются по этому изданию с указанием в тексте тома и страницы.

41

Лапшин И. Эстетика Достоевского // Ф. М. Достоевский: Статьи и материалы // Под ред. А. С. Долинина. Пг., 1922; Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Киев, 1994. С. 13–180; Розанов В. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского: Опыт критического комментария // Розанов В. В. Мысли о литературе. М., 1989. С. 41–157; Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С. 223–270 и др.

42

См.: Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М., 1994. С. 88–89.

43

Анненский Ин. Избранное. М., 1987. С. 214–215.

44

В главе «Одна из современных фальшей» «Дневника писателя» за 1873 год Достоевский признался: «Почему же вы знаете, что петрашевцы не могли бы стать нечаевцами, то есть стать на нечаевскую дорогу, в случае если б так обернулось дело? Но позвольте мне про себя одного сказать: Нечаевым, вероятно, я бы не мог сделаться никогда, но нечаевцем, не ручаюсь, может, и мог бы… во дни моей юности» (XXI, 129).

45

Цит. по кн.: Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. С. 281.

46

Там же. С. 279–280.

47

См., например: Нечаева В. С. Ранний Достоевский. 1821–1849. М., 1979. С. 226.

48

Там же. С. 226.

49

Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М., 1994. С. 88.

50

См.: Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. С. 288; Юнг К. Г. О современных мифах / Предисловие Л. О. Акопян. М., 1994.

51

См., например: Комарович В. Л. Ненаписанная поэма Достоевского //Ф. М. Достоевский: Статьи и материалы. С. 185.

52

Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1984. Т. 19. С. 250.

53

Розанов В. В. Опавшие листья: Короб второй и последний // Розанов В. В. Мысли о литературе. М., 1989. С. 423–424.

54

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Наш век»

55

Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями. М., 1990. С. 183.

56

Там же. С. 107.

57

Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991. С. 58.

58

Бердяев Н. А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском. С. 295.

59

Булгаков С. Благодатные заветы Преподобного Сергия русскому богословствованию // Сергий Радонежский. М.,1991. С. 354.

60

Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н. А. О русских классиках. М., 1993. С. 118.

61

Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. М., 1970. Т. 9. С. 411.

62

Достоевская А. Г. Воспоминания. М., 1987. С. 184.

63

Цвейг С. Достоевский // Цвейг С. Собр. соч.: 10 т. М., 1992. Т. 4. С. 153

64

Достоевская А. Г. Воспоминания. М., 1987. С. 186.

65

Цит. по кн.: Гроссман Л. П. Семинарий по Достоевскому: Материалы, библиография и комментарии. Пг., 1922. С. 59.

66

Бердяев Н. А. О русских классиках. М., 1993. С. 139.

67

Шопенгауэр А. Избранные произведения. М. 1993. С. 150, 130, 149.

68

Пушкин А. С. Пир во время чумы.

69

Впоследствии 1 и 2 часть были объединены Достоевским в одну. В данном случае речь идет о сцене именин Настасьи Филипповны.

70

См.: Керлот Х. Э. Словарь символов. М., 1994. С. 574–584. Далее везде толкование символов идет по этому изданию.

71

См.: Тяпугина Н. Ю. Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: Опыт интерпретации. Саратов, 1995. С. 45–57.

72

Аскольдов С. Психология характеров у Достоевского // Ф. М. Достоевский: Сборник статей и материалов. / Под ред. А. С. Долинина. М. – Л., 1924. С. 8.

73

См.: Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. С. 193–259.

74

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Как неразгаданная тайна…»

75

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993. Т. 2. С. 265.

76

Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями. М., 1990. С. 41

77

Булгаков С. Н. Жребий Пушкина // Наше наследие. 1989. № 3. С. 17.

78

Толстой Л. Н. Путь жизни. М., 1993. С. 382.

79

Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.С. 406, 235. О хронотопах Достоевского см. также: Волошин Г. Пространство и время у Достоевского // «Slavia»,1933, № 1–2.С.164; Катто Ж. Пространство и время в романах Достоевского // Ф. М. Достоевский: Материалы и исследования. Т. 3. Л., 1978. С. 45 и др.

80

См.: Дороватовская-Любимова В. С. «Идиот» Достоевского и уголовная хроника его времени // Печать и революция, 1928. № 3. С. 37–38; Назиров Р. Г. Герои романа «Идиот» и их прототипы // Рус. лит. 1970. С. 115–120; Гроссман Л. П. Семинарий по Достоевскому. М., Пг., 1922. С. 58–60 и др.

81

Сараскина Л. "Бесы»: Роман – предупреждение. М., 1990. С. 12.

82

См.: Гроссман Л. П. Семинарий по Достоевскому. С. 58.

83

Лосев А. Ф. Указ. соч. С. 548.

84

Керлот Х. Э. Словарь символов. М., 1994. С. 197, 222, 207, 472, 519–520.

85

Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994. С. 364.

86

Литературное наследство. М., 1971. Т. 83. С. 605.

87

Гроссман Л. П. Достоевский – художник // Творчество Достоевского. М., 1959. С. 354.

88

Цит. по: Толстой Л. Н. Путь жизни. М., 1993. С. 448.

89

Преп. Иоанн. Лествица. М., 1994. С. 59.

90

Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. М., 1994. С. 224.

91

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993. С. 428.

92

Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. С. 223.

93

Словарь символов. Refl-book. 1994. С. 196.

94

Буслаев Ф. Общие понятия о русской иконописи // Философия русского религиозного искусства XVI–XX вв. М., 1993. С. 121.

95

Цит. по: Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание // Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994. С. 94.

96

См. указ. соч. Н. О. Лосского, гл. «Богородица» и кн.: Альтман М. С. Достоевский: По вехам имен. Саратов, 1975. С. 67–70.

97

Белый А. Кризис культуры // Белый А. Символизм как миропонимание, М., 1994. С. 263.

98

Волынский А. Л. Достоевский. Спб… 1909. С. 36; Поспелов Г. Н. Достоевский и реализм русских романов 1860-х годов // Достоевский и русские писатели; Традиции новаторства и мастерства. М., 1971. С. 171.; Берковский Н. Я. Литература и театр, М., 1969. С. 568–569.; Гражис П. И. О взаимодействии реалистического и романтического начал в романе Достоевского «Идиот» // Вопросы романтического метода и стиля. Калинин, 1978. С. 87–88.

99

Чулков Г. Как работал Достоевский. М., 1939. С. 257–258.

100

Шестидесятые годы. Л., 1940. С. 271.

101

Флоренский П. Обратная перспектива // Философия русского религиозного искусства. С. 247.

102

Там же. С. 259.

103

Там же. С. 259.

104

Лосский Н. Указ. соч. С. 187.

105

Флоренский П. Указ. соч. С. 249.

106

Трубецкой Е. Умозаключение в красках // Философия русского религиозного искусства. С. 202–203.

107

Цит. по кн.: Лосский Н. О. Указ. соч. С. 65.

108

См.: Розенблюм Л. М. Творческие дневники Достоевского. М., 1981; Сидоров В. А. О «Дневнике писателя» // Достоевский Ф. М.: Статьи и материалы. Сб. 2. С. 109–116 и др.

109

Литературное наследство. Т. 83. С. 248.

110

Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIXвека и начала XX века // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 149.

111

Литературное наследство. Т. 83. С. 432.

112

Там же. С. 212.

113

Юнг Г. К. Архетип и символ. С. 284.

114

Характерными в этом смысле являются воспоминания В.В. Т-вой (Починковской), работавшей в редакции журнала «Гражданин», где в 1873 году Достоевский печатал главы из «Дневника писателя»: «Я впервые тогда почувствовала на себе неотразимое обаяние его личности. Голова моя кипела в огне его мыслей. И мысли эти казались мне так понятны, они так проникали меня насквозь, что, казалось, они – мои собственные». «Я ощутила тогда всем моим существом, что это был человек необычайной духовной силы, неизмеримой глубины и величия, действительно гений, которому не надо слов, чтобы видеть и знать. Он все угадывал и все понимал каким-то особенным чутьем»(Из воспоминаний В.В.Т-вой (Починковской) // Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников, письмах и заметках. М., 1912. С. 138–139).

115

Тарасов Б. Н. «Отчет о виденном, слышанном и прочитанном»// Достоевский Ф. М. Дневник писателя: Избранные страницы. М., 1989. С. 7.

116

Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. Достоевского. СПб., 1883. С.373.

117

кондрашка – удар. (Прим. Ф. М. Достоевского.)

118

пульчинеля – полишинеля, паяца (итал. pulchinella).

119

абшид – увольнение (нем. Abschied).

120

фланер – праздношатающийся (франц. flańeur).

Страница notes