Письма с Афона в Россию (XIX-начало XX века) - стр. 11
Итак, да не смущается сердце ваше (Ин. 14, 27), потерявшие любимую вами! Если вы действительно любите ее, то должны более радоваться тому, что она изволением Божиим от плачевной жизни сей взошла к Отцу Небесному. По любви к ней вы желали бы жить с ней неразлучно, но в настоящей жизни это невозможно. Желайте быть неразлучно с ней в жизни вечной, а на земле – доколе Бог изволит. Вы не лишились, не потеряли умершую, но предпослали ее из страны изгнания в отечество, из плена и оков на свободу, от земли на небо, от смерти к жизни. Да сподобит Премилосердый Господь и вас после многовременной жизни достигнуть сего блага и вечного веселия с Ним и с Ангелами и всеми святыми и славословить Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.
С почтением и истинным уважением остаемся <…>
7. Марфе Петровне
Многоуважаемая благодетельница Марфа Петровна, мир Вам, спасение и утешение от Господа!
Почтенное Ваше письмо и святую жертву, 40 рублей, мы получили и имя новопреставленного супруга Вашего раба Божия Михаила согласно желанию записали на вечное по чину обители поминовение на проскомидии Божественной литургии.
Душевно сочувствуем Вашей тяжкой скорби. Невольно текут слезы при разлуке с почившими. Правда, нельзя, чтобы не излетел из сердца тяжкий вздох, когда падает на него тяжкий удар. Нельзя не плакать и при временной разлуке с любимым предметом, тем более при разлуке смертной. Можно ли не чувствовать боли, когда вонзаются в тело острые терны? Так и настоящая Ваша утрата – не розы утешения для Вас, а острые терны печали, не пальма мира душевного, а крест скорби и страдания. Но мужайтесь и крепитесь, бодрствуйте и подвизайтесь. Видите ли, откуда направлен удар? С неба, от самого Престола Божия! Примечаете ли, Чья рука подает Вам растворенную чашу скорби? Рука Самого Отца Небесного! Что причиною сему? Любовь, бесконечная любовь Отца Небесного, Который ради нас не пощадил и Единородного Сына Своего: Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6). Для чего биет? И вмале наказани бывше, великими благодетелствовани будут (Прем. 3, 5). Будем ли после сего жаловаться и скорбеть, что милосердный Господь для нашего вечного счастия находит нужным расторгать наши земные узы родства и дружбы? Можно поскорбеть разве о том, что узами временными дорожим более, нежели вечными, жизнию настоящею – более, нежели будущею, землею – более, нежели небом. Если крепка любовь плотская, то не гораздо ли крепче любовь духовная, которую не может расторгнуть