Письма - стр. 71
Кто хватается за тень, видя самую истину? Тако, кто будет искать временных и как тень исчезающих, видя уготованная вечная сокровища ищущим их?
9) Великая и непостижимая имеют быть сокровища оная, которая Сам Бог уготовал – кому? – любящим Его[374]. Временная подает всем любящим и ненавидящим Его, но вечная подает только любящим Его. Великая и умом непостижимая благая оная, которых мы, потерявше чрез грехи, не чем иным, как кровию Сына Божия, получить не могли. Дорогая бо вещь дорогою ценою купится. Правильно убо заключается, что и вечный живот с благими своими есть неоцененное сокровище, яко неоцененною кровию Сына Божия к нам возвратился: но он дается, как и уготован, любящим Бога, а не мир. Примечай сие, брате.
10) Богатство редко правдою собирается, но и праведное многих портит и погубляет, ибо при богатых почти всегда бывает или скупость, или роскошь и гордость житейская. Отсюду сказано от Спасителя: яко неудобь богатый внидет в Царствие Небесное[375]. В чести или сане или великии добродетели, или великии грехи бывают. Кто на высоком месте сидит, на того вси смотрят и приемлют или созидание, или соблазн; и обще от всех говорится: честь пременяет нравы, но редко в лучшие, – что самою вещию видишь. На чести сидящему много ласкателей, которые, похваляя, что непохвально, в грехе утверждают; при чести такожде приседит роскошь и гордость, что все есть христианского сердца язва. Слава и похвала человеческая и не ищущего в кичение, самомнение и высокоумие приводит, что мерзость есть пред Богом [376]. А что уже делает тому, кто ищет ея? Рассуждай сие и не ищи того, что вредит. Безопаснейший путь есть нищих и подлых[377]. Лучше убо в мире нищим быть – ив Бога богатеть; лучше подлым быть – и христианином быть; лучше от мира презренным быть – ив небе славу получить. Сей путь низкий, но в высокое Отечество – небо ведет.
11) Правильное употребление всех мирских вещей есть тое, которое бывает ради нужды, а не ради угодия похоти плотской. Имеюще пищу и одеяние, сими довольни будем[378].
Спасайся.
Письмо тридцать первое
О знаках истинного богопознания
Вопрошаешь ты у меня: какие суть знаки истинного познания Божия? – и правильно тое делаешь. В сем бо состоит спасение наше и живот вечный, по учению Спасителя нашего: Се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа (Отче!)[379]. Но я тебе в ответ апостольское слово предлагаю: И о сем разумеем, глаголет он, яко познахом Его, аще заповеди Его соблюдаем[380]. Видишь из Апостола, что тот познал Бога, кто заповеди Его соблюдает. Знак убо познания Божия, в сердце его пребывающего, есть соблюдение Божиих заповедей: якоже напротиву не знает тот Бога, кто заповедей Его не соблюдает, как той же учит Апостол: