Письма - стр. 66
Спасайся.
Письмо двадцать восьмое
Наше «достоинство» в мире сем достойно лишь временной и вечной казни
Дивишься ты тому, что я тебе написал. Поверь, друже[351], что то истинно есть: которые ныне не достоинства своего не познают и не признают, тии тогда тое познают, когда вместо богатства, чести и славы временныя, которых себя достойными быть вменяли, будут в вечной нищете, бесчестии и бесславии; тогда познают, что как недостойны тех были, так и недостойно искали. Совесть их покажет им, какое их есть достоинство. Тогда открыется им величество Божие, которое они прогневляли, и собственная их подлость и ничтожество, которого не хотели познавать и признавать; увидят, како грех человека недостойным, подлым, бедным, окаянным и уничтоженным делает. Всякий бо грех величество Божие оскорбляет. Что же Бог подает нам благая Своя, то, яко Благ, подает по единой Своей благости и милости, туне и без всякой нашей заслуги. А наше достоинство не иного чего достойно, как временной и вечной казни. Возьми сие в правильное и верное рассуждение, и тогда увидишь истину и от сердца признаешь.
Спасайся.
Письмо двадцать девятое
Как поступать, когда даются тебе богатство, честь и слава?
Ныне тебе по ряду на все вышеписанное отвещаю. Первое. Когда подается тебе богатство, то поступай следующим образом: 1) благодари Богу, Который подает тебе, недостойному; 2) не прилагай к нему сердца твоего, по увещанию Пророка: богатство аще течет, не прилагайте сердца[352], но Богу единому прилепляйся и люби, с Пророком глаголя: Мне же прилеплятися Богови благо есть[353]. Ибо должно любить благодетеля, а не благодеяние, и дателя, а не дарование, и создателя, а не создание; 3) употребляй богатства не на прихоти мирския и плотския, не на богатыя трапезы, домы, кареты, сосуды, одеяния и прочая, как обычай есть миролюбцам и плотолюбцам, но со страхом и смирением, яко не свое, но Божие добро, умеренно и воздержно, на нужды, а не на плотоугодие; помни, что за расход его ответ Богу отдати имеешь: расходчик еси, а не хозяин, строитель, а не господин. Един бо Господь есть Господь имений наших, как и всего мира: пред Тем следует нам явитися и ответ за все отдать;