Пинск и евреи. История, Холокост, наши дни - стр. 4
Фото из источника в списке литературы [9]
«…чтобы пинским евреям были отведены места под „школу“ (синагогу) и покопища (кладбище)».
(А. Грушевский. Пинское Полесье)
В 1506-м году (в августе) в построенном из дерева замке пинским князем Федором Ивановичем Ярославичем и его супругой Оленой, принадлежавшей к роду Олельковичей, была подписана жалованная грамота пинским евреям на участки, которые они просили им отвести, чтобы построить синагогу и устроить кладбище. Грамота, эта по сути, может рассматриваться в качестве первого письменного упоминания о еврейской общине в Пинске.
Историю евреев Пинска и Полесья вполне можно охарактеризовать как славную и богатую. У пинских евреев есть мечта – создать общественный центр и музей, посвященный этой истории.
В Пинске занятиями евреев были аренда имений и ремесло. Также ими брались на откуп пошлины и налоги. Они торговали по-крупному (занимались оптовой торговлей) такими товарами как лес, хлеб, поташ.
В скором времени евреи Пинска превратились в кредиторов его владельцев. Братьями Пейсахом и Айзеком Езефовичами кредитовался князь Фёдор Ярославич.
От братьев Песаховичей в 1537-м году в королевский суд поступали жалобы на его должника, которым был минский войт.
В 1548-м году братьями Песаховичами и Мойсеевичами были получены в аренду пинская таможня, корчма, а также часть сборов.
В этот период времени имело место конкурентное противостояние между общинами – еврейской и христианской. Каждая хотела иметь больше влияния в прибыльных сферах.
В отношении Пинского кагала можно сказать, что на территории ВКЛ он был среди числа наиболее богатых кагалов. Однако череда пожаров изменила ситуацию, и в 1574-м году пинским евреям пришлось столкнуться с разорением. Из-за этого имело место их обращение к великому князю литовскому с просьбой об освобождении их от всех налогов и сборов, чтоб обеспечить отстройку домов и восстановление имущества. Князь внял их просьбам и освободил на шесть лет.
В пинской общине в 1560-м году насчитывалось приблизительно 275 человек (или 7 процентов от всего населения города), в 1648-м году – порядка тысячи (или 20 процентов)
Еврейский Пинск 17-го столетия
Фото из источника в списке литературы [10]
С 17-го столетия (его начала) еврейская пинская община была общиной Литовского ва‘ада, которая причислялась к основным общинам (всего их было три), ведь с 1521-го года Пинск был составной частью Польско-Литовского государства. В соответствии с постановлениями ва‘ада, решения пинской общины для общин ряда местечек и городов были определяющими в отношении принимаемых ими решений