Петр Великий. Первый полицейместер - стр. 54
Епископ Георгий Конисский описывает практиковавшиеся в конце 17 века казни и пытки: «Казни сии были – колесовать, четвертовать и на кол сажать, а самая легчайшая – вешать и головы рубить. Вины их изыскивались от признания их самих, к тому надёжным средством служило препохвальное тогда таинство – пытки, которой догмат и поныне известен из сей пословицы русской – кнут не ангел, души не вынет, а правду скажет, и которая производилась со всей аккуратностью и по указанию Соборного уложения, сиречь степенями и по порядку, батожьём, кнутом и шиною, т.е. разожжённым железом, водимым с тихостью или медлительностью по телам человеческим, которые от того кипели, шкварились и вздымались. Прошедший одно испытание поступал во 2-е, а кто не выйдет живым, тот считался за верное виновным и ведён на казнь».
«При Петре I было введено колесование, заимствованное от шведов, и вешание за ребра – колесовали разбойников и вешали за ребра воров; за поджоги и колдовство сжигали живыми. Последнюю казнь несли также еретики и неудачные врачи». (М. И. Пыляев. Старая Москва).
Чаще всего пытали поднятием на дыбу. Как описывает историк М. Снегирёв, «поднятому на дыбу привязывали к ногам тяжелые колодки, на кои ставши палач подпрыгивал и тем самым увеличивал мучение: кости, выходя из суставов своих, хрустели, ломались, иногда кожа лопалась, жилы вытягивались, рвались и тем причинялись несносные мучения. В таком положении били кнутом по обнажённой спине так, что кожа лоскутьями летела. Пытки производились не только по усмотрению архимандрита, но и по настоянию епископов, которым подчинялись монастырские тюремщики». (Е. Ф. Грекулов)
В 1672 в Пошехонье сожжено 2000 староверов (всего населения там было меньше, видимо свозили со страны). «В 1679 г. в Тюмени, Тобольского края, поп Дометиан устраивает гарь для 1700 человек. В 1687 г. на Онежском озере в Палеостровском монастыре сжигаются 2700 человек. Поводом к таким трагическим предприятиям служил обычно приход правительственных военных отрядов, и пред упорствующими стоял вопрос не только битья и ссылок, но и смертной казни. В том же Палеостровском монастыре в следующем 1688 г. затворившиеся 1500 старообрядцев сопротивляются осаде больше 9-ти недель и, в конце концов сжигаются. По приблизительной статистике до 1690 года в таких сожжениях покончило больше 20000 человек… В „гарях“ Пошехонского уезда Ярославской губернии за 1676—87 гг. сожглось 1929 человек» (А. В. Карташев. Т. 2)
Население бежало от московской власти за границу: на Керженец, Поморье, Дон, Сибирь, Лифляндию, Ветку (Стародуб на реке Сож), Карпаты, Пруссию, Дунай, Крым, Кавказ.