Петр Великий. Первый полицейместер - стр. 53
О размахе террора говорят и песни уральских казаков о Степане Разине, в которых говорится, что после разгрома Астрахани, они ушли от гнева царского на Амур-батюшку. Боевые действия шли в 1693 в Саратове, в 1695 на Северном Кавказе.
Еще в 1706 на картах обозначены руины городов Данков, Воронеж, Синбирск, Булгар. По «Carte Generale des Etats du Czar Empereur du Moscovie» 1714 обозначены руины – Донкагород (Данков), Синбирская гора (Новоульяновск?), Серай (Ахтуба), Батурин.
12.01.1682 Поместный Собор обосновал необходимость казней в борьбе против старообрядцев. Собор принял решение о вооруженном уничтожении старообрядческих пустынь. Собор настойчиво требовал решительной физической расправы над старообрядцами, уничтожения старообрядческих книг, церквей, скитов, монастырей. 04.04.1682 по приказу правительства сожжены в Пустозерске лидеры раскола Аввакум, Епифаний и др. «Думая искоренить зло страхом казни, патриарх Иоаким, по кончине царя Алексея Михайловича, неохотно прибегавшего к мерам суровым, убедил правительство воздвигнуть решительное гонение на раскольников, и главные ересиархи, Аввакум и Лазарь, были сожжены всенародно. Единомышленники их ожесточились и скорее хотели погибнуть в срубах, чем покориться патриарху… Таким образом, было гонение повсеместное. Оно принесло горькие плоды: изуверы ожесточились более прежнего; многочисленными толпами нападали на монастыри, целые месяцы отбивались от царских войск; наконец доведенные крайности, гибли в пламени зажженных ими церквей. Грустно читать подобные события, и тем виновнее кажутся тогдашние законодатели» (Н. Г. Устрялов. Т. 1)
В 1676 каратели (свыше 1 тыс. иностранных наемников) овладели Соловецким монастырем. Монастырь был сожжен. «История об отцах и страдальцах соловецких» Симеона Денисова: «Потом повелел привести соборного старца именем Макария… Мучитель вскочил, поражен сим ответом, как стрелою, и немилосердно бил блаженного руками своими по голове и щекам. Потом бил железом, пока не изнемог бивший. Наконец повелел ноги веревкою связать и с руганью немилостиво тащить на берег моря и положить на смерзшийся лед, дабы мучим тройной болью (от воздуха, льда и воды) болезненно отошел от жизни… Потом воевода допросил Хрисанфа, искусного резчика по дереву, и Феодора, живописца умелого, с учеником Андреем – мужей сколь знаменитых в обители, столь и усердно ревностных о благочестии. Увидев, что они тверды и непоколебимы в отеческих законах, повелел лютейшею смертью казнить: руки и ноги им отсечь, потом и сами головы отрезать… повелел воевода из-под караула привести прочих иноков и бельцов числом до шестидесяти. И, разнообразно допросив, нашел их твердыми и неизменными в древнем церковном благочестии. Тогда, страшною яростью вскипев, уготовил им различные смерти и казни, велел повесить кого за шею, кого за ноги, кого же (большинство), разрезавши межреберье острым железом и продевши на крюк, повесить, каждого на своем крюке» (Семен Денисов). Идеологом осады монастыря и казней был патриарх Иоаким.