Первые шаги к Богу - стр. 12
Помню, когда я только стал священником (значит, с меня спрос уже был строже), пришли мы с женой на день рождения моей тещи. Был конец декабря, Рождественский пост, а у тещи есть неверующие подруги, да и в их семье тогда еще не все воцерковились. Поэтому на столе было много скоромной еды, я старался не чревоугодничать, но что мне положили в тарелку, то и поел. И совесть меня оправдывала. А когда мы уходили, теща (она меня любит!) в контейнер положила еды и нам с собой дала. Я пришел домой, открыл контейнер, начал есть, и тут совесть меня спросила: а чего это ты пост нарушаешь? В один и тот же день это было, одно и то же действие я совершил – поел Рождественским постом скоромную пищу, – но в первом случае совесть меня оправдала, а во втором обличила. Потому что ситуации были разные.
Так как путь у всех разный, мы, давая советы, должны сто раз подумать, не навредим ли другому. Мы же не знаем, откуда он идет в Москву. Скажешь ты ему: иди направо, потому что в моей жизни это сработало. В твоей сработало, а в его может и не сработать. Ты шел из Калининграда, а он идет из Астрахани. Если он из Астрахани пойдет направо, не в Москву попадет, а утонет в Каспийском море.
Некоторые, приходя в церковь, надеются, что всё за них будет решать священник. Это опять к вопросу об инфантильности, нежелании принимать решения и отвечать за них. Мне всё-таки кажется, что Богу угодно, чтобы мы были самостоятельными. Священник должен находиться сзади. Не между тобой и Христом, а сзади: помогать тебе, подталкивать. Но идти к Богу ты должен сам.
Если священник считает себя учителем и наставником, которого надо слушаться, это опасный человек. Кто из людей, включая священников, может привести другого ко Христу, когда Сам Христос говорит: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27).
На мой взгляд, одинаково плохо, когда священник считает себя духовником всех, кто у него регулярно исповедуется, и превышает полномочия, требуя, чтобы люди его слушались, и когда мирянин хочет, чтобы священник за него всё решал. Духовная жизнь должна быть естественной. Ты живешь в XXI веке, умеешь читать, писать, получил образование. Так пользуйся этим: читай, изучай веру, разбирайся. Если естественным образом получится так, что тебе на твоем пути встретится священник, который своими советами будет помогать тебе в духовной жизни, благодари Господа Бога за такую встречу и радуйся ей. Завтра этого священника может не стать, или отношения у вас разладятся, но если сейчас есть такие доверительные отношения, радуйся и благодари Бога. Но пусть это будет естественно. А часто бывает так: начитался человек книжек про древних Отцов и решил, что ему нужен духовник, который будет его вести. Как правило, из таких искусственных схем ничего хорошего не получается.