Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности
1
После Первой мировой войны экзистенциализм получил развитие в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер), а в период Второй мировой войны – во Франции (Ж.-П. Сартр, Д. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар), и лишь в 60-е годы – в США (У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эди).
2
Основоположниками американского персонализма были Б. Боун, Дж. Ройс, а также Дж. Хауисон, М. Калкинс и др. Французские персоналисты во главе с Э. Мунье и Ж. Лакруа группировались вокруг журнала «Esprit» (1932).
3
«Я страдаю, значит, я существую. Это вернее и глубже декартовского cogito», – пишет Бердяев в книге «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1947).
4
Термин чувство исполненности не слишком хорошо звучит по-русски, его могло бы заменить словосочетание «чувство глубокого удовлетворения», если бы не ироничный оттенок, который оно по историческим причинам получило. Важно, что исполненность – это не просто и не обязательно получение удовольствия или удовлетворение потребности, скорее – переживание глубокого внутреннего согласия с тем, что имеет место быть, или с тем, что сделано; переживание соответствия этого, с одной стороны, своей сущности и с другой – обстоятельствам.
5
В этой сознательной отдаче себя делу, работе, людям легко видеть параллели с теорией деятельности А. Н. Леонтьева. Франкл и Леонтьев были людьми одного поколения, возможно, такой радикальный отказ от себя был веянием этого трудного времени, следствием пережитых социальных драм, а возможно, и этическим принципом жизни. Вспомним созданную в конце 20-х годов концепцию «абсолютного-себя-исключения» как критерий нравственного поступка у М. М. Бахтина.
6
Логотерапия – созданная В. Франклом психотерапия смыслом – помогает человеку найти смысл в чрезвычайных ситуациях, которые кажутся безвыходными.
7
Нужно уточнить, что экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле – это не только теория личности, но также теория эмоций, концепция четырех фундаментальных мотиваций и т. д.
8
Кстати, этим методом пользуется и тот ученый, который работает в объективистской парадигме, порождает гипотезы, которые затем проверяются в эксперименте. Диалог методов, субъективных и объективных, продолжался весь XX век, он не закончен и сегодня, особенно в академической среде, отличающейся консервативностью.
9
Цит. по Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. С. 305.
10
Этот особый тип страдания на фоне социально приемлемой и вполне благополучной жизни нам хорошо известен хотя бы по романам Достоевского и Толстого.
11
Франкл В. Духовность, свобода и ответственность // Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 93.
12
Там же. С. 51.
13
Там же.
14
Виктор Франкл состоял в переписке с мэтром, был ему хорошо известен, Фрейд даже рекомендовал к публикации некоторые его статьи.
15
Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии, 1992, № 3–4.
16
Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Психология личности. М.: Вопросы психологии, 2003. (Б-ка журнала «Вопросы психологии»).
17
Формированием этой сферы в психоаналитической традиции интересуется теория объектных отношений.
18
Первой – потому что в ней идет речь о том, чего я не пожелал бы себе и другому в жизни. Самость же включает не только ценное, утверждению которого ты готов способствовать, но и неценное, чего не должно быть. И то, и другое – важное.
19
Материалы семинаров по экзистенциальному анализу, проведенных А. Лэнгле в Москве (1999–2004).
20
Там же.
21
Längle A. (1993): Personale Existenzanalyse. In: Längle A. (Hrsg.) Wertbegegnung. Phanomene und methodische Zugange. GLE-Verlag, Wien, 133–160.
22
К. Ясперс: «Мы не можем сделать себе свободу – она дарится нам. Мы не свободны по причине себя самих, мы получаем себя в нашей свободе себе в подарок и не знаем откуда. Не через себя самих мы есть, дело обстоит таким образом, что мы не можем хотеть нашу волю, что мы не можем планировать то, чем мы сами являемся в нашей свободе, что в значительно большей степени исходом всех наших планов и желаний является то, в чем нам нас дарят» (Chiffren, 1984. S. 48).
23
Олпорт Г. Становление: основные положения психологии личности // Олпорт Г. Становление личности. М.: Смысл, 2002. С. 185.
24
Флоренский П. А. Иконостас. М.: АСТ, 2003. С. 31.
25
Там же. С. 33.
26
«Лик по-гречески называется идея, эйдос, следовательно, лик означает духовную сущность». – Там же. С. 32.
27
«Вот почему как немецкие предания, так и русские сказки признают нечистую силу пустою внутри, корытообразной или дуплообразной, без станового хребта – этой основы крепости тела, лже-телами и, следовательно, лже-существами; напротив, бог начала реальности и блага Озирис изображался в Египте символом джеду, в котором усматривают, как основное значение, схематически изображенный становой хребет Озириса: злое и нечистое лишено хребта, то есть субстанциональности, а доброе реально, и хребет есть самая основа его бытия». – Там же. С.34.
28
Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Сочинения. Т.1. М.: Правда, 1990. С. 83.
29
Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М.: Фолио, 2003. С. 9.
30
Там же. С. 12.
31
Там же. С. 13.
32
Krivtsova S., Chazanova M. Empathie in der Begrifflichkeit des klienten-zentrierten Zugangs aus Sicht der Existenzanalyse. In: Existenzanalyse, 1, 2004. S. 42–47.
33
Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.,1979. С.293.
34
Цит. по Психология личности: тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. С. 255.