Переосмысление заикания - стр. 81
Признаюсь, меня по-настоящему разочаровывает, когда люди год за годом сохраняют свой зашоренный взгляд на заикание. В течение многих лет людей озадачивали их речевые ступоры. Никто не знал, что же это такое. Потом объявились доктора и исследователи, которые дали простое и логичное объяснение: «Заикание – это то, что вы делаете, чтобы не заикаться».
Мир с готовностью провозгласил, что это и есть Объяснение. «Ура! – сказали все. – Теперь у нас есть осмысленный ответ».
Вот тогда и появились эти шоры. Люди перестали искать. Мы полагали, что это объяснение является исчерпывающим ответом. Мы ограничили свои горизонты. Мы перестали спрашивать, нет ли у проблемы еще каких-то составляющих, которые необходимо учитывать.
К счастью, не все попали в эту ловушку. Я встречал многих, кто существенно или полностью избавился от заикания, и все они не ограничивались очевидным. У них были выработаны критерии жесткой самооценки. Они стремились проследить собственные мысли и чувства и соотнесли наблюдения и выводы со своей способностью говорить. В конце концов они пришли к пониманию, что в основе их речевых ступоров лежит необходимость сдерживаться и что причины проблемы связаны со многими аспектами их жизни, а не только со страхом заикания. Познание себя стало неотъемлемой частью их выздоровления.
Если вы один из тех, чьи постоянные усилия по установлению контроля над речью не приносят результата (или они стали непомерными), то, возможно, дело не в том, что вы недостаточно стараетесь. Возможно, дело в том, что вы не настроили Гексагон Свободной Речи так, чтобы он поддерживал цели, над которыми вы работаете. Ваш Гексагон все еще базируется на сдерживании, а не на раскрепощении.
Если это так, то вам стоит взглянуть на проблему шире. Пришло время иначе посмотреть на страх заикания и начать исследование путей, которыми ваши речевые ступоры связаны с разнообразными аспектами вашего существования.
NASH, J. MADELEINE. (1997) Fertile minds from birth, a baby’s brain cells proliferate wildly, making connects that may shape a lifetime of experience. The ёrst three years are critical. Time, 00:55, 47–56.
ROBBINS, ANTHONY. (1991) Awaken the Giant Within. New York: Simon & Schuster, 53.
GOLEMAN, DANIEL. (1995) Emotional Intelligence. New York: Bantam Books, 225–227.
Потеря желания говорить
Пару лет назад мы с женой ездили на сельскую ярмарку в Сан-Матео, к югу от Сан-Франциско. Нам всегда нравились сельские ярмарки, потому что на них можно увидеть то, что городской обыватель увидит нечасто: коров, экспонаты программы 4-Н, работу овчарок.