Размер шрифта
-
+

Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Часть 1: учебник для вузов - стр. 50

они освежают память, во-вторых, то, что в общем и целом видится неясно, по частям можно рассмотреть тщательнее»[20]. Наставление ориентируется на детализацию моральных установлений и может осуществляться в формах поучения, совета, вразумления, разъяснения и объяснения. Поучение содержит предписание нравственного образа действия в обобщенном виде. Совет указывает нравственно приемлемый способ действия в конкретной ситуации. Вразумление помогает находить разумное решение сложных жизненных проблем и запутанных нравственных коллизий. Разъяснение позволяет уточнять содержание недостаточно понятных этических терминов и положений, а объяснение раскрывает причины и основания нравственных предписаний. В какой бы форме ни велось наставление, оно должно быть направлено на повышение уровня осознанности индивидуальных и коллективных действий, их причин, последствий и перспектив. В отличие от многих других воспитательных методов наставление представляет этические положения в строгой рациональной форме. Идея рациональной основы нравственности нашла выражение в философском учении Сократа. Излагая взгляды Сократа, его ученик известный историк Ксенофонт отмечает: «Между мудростью и нравственностью Сократ не находил различия: он признавал человека вместе и умным и нравственным… Сократ утверждал также, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость»[21]. Конечно, такой подход имеет основания: чтобы точно исполнять нравственные нормы нужно их знать, правильно понимать их содержание и сущность. Вместе с тем ясно, что нравственность не может сводиться только к мудрости, связанной со знанием норм морали и способностью верно рассуждать о них. Не случайно Аристотель видит в добродетели не просто рассуждение, а «порыв к прекрасному, соединенный с рассуждением», и полагает, что именно такой порыв и достоин похвалы[22]. Иными словами знания этических основоположений недостаточно, требуется стремление их исполнить и действие в соответствии с ними. Верно заметил Сенека: «Блажен не тот кто знает, а кто делает»[23]. Связанное с сообщением этических знаний нравственное наставление безусловно необходимый, но не единственно возможный метод нравственного воспитания, которое может быть достаточно эффективным лишь при оптимальном сочетании различных педагогических методов.

Метод повторения предполагает многократное воспроизведение определенных идей, ситуаций или действий в процессе воспитания в целях нравственного влияния на сознание индивида и отчасти на его подсознание. В деятельности педагога повторение по сути представляет собой напоминание учащимся о содержании и функциях нравственных начал. В деятельности ученика повторение означает закрепление ранее усвоенных форм нравственного поведения и рассуждения. Благодаря методу повторения ребенок привыкает руководствоваться этическими нормами в повседневной жизни. Повторение способствует лучшему запоминанию этических положений и лучшему их пониманию. Значение повторения для воспитания глубоко раскрыл Сенека, который отмечал: «Порой мы и знаем, а не замечаем. Напоминанье не учит, а направляет и будит наше вниманье, поддерживает память, не дает упустить из виду»

Страница 50