Размер шрифта
-
+

Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Часть 1: учебник для вузов - стр. 46

моральная дисциплина определяется условиями существования индивида или группы и проявляется в следовании социальным и нравственным предписаниям, в подчинении принятому в определенной социальной организации порядку, например, в соблюдении режима образовательного учреждения.

Моральная дисциплина является существенным условием и необходимым показателем формирования благоприятного морального климата. Изучение моральной дисциплины учащихся и ее влияния на моральный климат в учебных коллективах должно быть особым направлением нравственного воспитания. Без понимания особенностей морального климата в конкретных коллективах и во всем обществе невозможна эффективная реализация технологии нравственного воспитания.

Нравственное воспитание в современных социальных условиях

В последнее время происходят значительные и взаимосвязанные изменения в социальной жизни и моральном климате общества. Под влиянием интенсификации развития техники и информатизации разных сфер общественного бытия существенно изменяется отношение к морали и содержание моральных ценностей. В общественной жизни берет верх этический релятивизм, который объявляет все нравственные правила относительными и условными. Такой подход к нравственности приводит к снижению ее влияния на развитие молодого поколения.

Следствием релятивизации этических установлений является отсутствие четких, определенных и общепринятых нравственных ориентиров в процессе ситуативного межличностного взаимодействия и в практике институциональной воспитательной работы. Когда в общественном сознании, философии и педагогике берет верх «безбрежный этический релятивизм», под вопрос ставится сама возможность нравственного воспитания, ибо становится неясным, какие моральные качества нужно воспитывать у детей и на какие идеалы их следует ориентировать. Очевидно, что «подобные установки лишают молодежь уверенности в правоте своих действий и поступков, колеблют веру в прогресс, ориентируют на общественно-политическую пассивность, извращают само понятие морального долга».[13] Таким образом этический релятивизм дезориентирует молодежь, содействует распространению аморальных установок, препятствует становлению нравственных способностей и качеств.

В современный период отсутствие у человека чувства ответственности и других нравственных качеств может иметь тяжелые последствия в глобальном масштабе. На основе анализа современных тенденций социального развития А. Печчеи пришел к выводу, что «нынешние затруднения человечества коренятся в недостатках самого человека», поэтому решение проблем должно быть связано с улучшением человеческих качеств

Страница 46