Пэчворк. Лоскутный шедевр за 3 дня - стр. 6
Не менее важно перед применением тканей провести декатировку, т. е. увлажнение, что особенно необходимо тканям, склонным к усадке. Для чего хлопчатобумажные, льняные ткани погружают в горячую воду, отжимают, если требуется, подкрахмаливают, высушивают и проглаживают с изнаночной стороны еще слегка влажную материю горячим утюгом по долевой нити. Если при определении лицевой и изнаночной сторон возникли затруднения, то обратите внимание на кромку. Если она гладкая, это лицевая сторона; для изнанки характерна шероховатость, кроме того, на обратной стороне видны кончики ниток утка.
Декатировке подлежат не только хлопчатобумажные ткани. Шерстяные, шелковые, смесовые ткани заворачивают во влажное полотенце и по прошествии 3–5 ч. утюжат с изнанки по долевой нити через влажную марлю. Если лоскуты небольшого размера, их просто утюжат через увлажненную марлю.
Некоторые ткани не нуждаются в декатировке, в частности саржа, ворсовые и частично искусственные шелковые ткани. Их проглаживают с изнаночной стороны.
Если предполагается использовать старые ткани, то их сначала осматривают, выявляют и вырезают дефекты; фурнитуру, подгиб и швы срезают, после чего стирают, утюжат, при необходимости крахмалят. Это не относится к драпу, который чистят щеткой. Плащевые ткани стирают и сушат на горизонтальной поверхности в расправленном состоянии. Ткани, полученные из поношенных вещей, также используют в пэчворке, но тем не менее соотношение старых и новых лоскутов составляет 1: 3.
Мы не случайно так подробно говорим о подготовке тканей к лоскутному шитью, так как точно знаем, что от этого в немалой степени зависят как сам процесс изготовления изделия в технике пэчворк, так и возможность не один год видеть вещь в приличном состоянии.
Цветы и сердечки – едва ли не самые любимые мотивы, символизирующие счастливую семейную жизнь. У немецких переселенцев, живших в Пенсильвании, любимым цветком был тюльпан, который встречается не только в лоскутном шитье, но и в керамических изделиях («керамика с тюльпанами»).
Поскольку с изнаночной стороны изделия из лоскутов выглядят не очень презентабельно, то возникает необходимость снабдить их подкладкой. Но это не единственная причина, заставляющая использовать подкладочные ткани. Благодаря им изделия, например панно, ковры, приобретают определенную жесткость и висят на стене, не деформируясь. Подкладку изготавливают из различных тканей, что зависит от структуры самого изделия. Если это небольшие настенные панно, газетницы, то оптимально применять бортовку, бязь; для крупных вещей требуется более плотная ткань, вырезанная, например, из старого драпового пальто. В том случае, если изделие будет иметь прокладку и покрыто стежкой, то качество подкладочной ткани не имеет значения. Для небольших изделий вроде фартуков, штор и других обычно подбирают подкладку из белой либо однотонной цветной ткани, сочетающейся с лицевой стороной.