Размер шрифта
-
+

«Пчела», или Главы поучительные из Писания, святых отцов и мудрых мужей - стр. 6

Истинная же мудрость есть распознание того, что должно делать и чего не должно. Кто следует ей, тот никогда не отступит от дел добродетели и никогда не будет проникнут пагубою порока. Посему разумевающий словеса мудрости знает, кто лжеумствователь и обманщик, а кто советует, как лучшим образом нам поступать в жизни. Он, как искусный торжник, удержит у себя добротное, сам же удержится от всякого рода зла (1 Фес. 5, 21–22).

7. Свт. Григорий Богослов: Тот, кто смешает мудрость змеи во злом и чистоту голубя в добром, ни мудрости не позволит стать злокозненной, ни простоте – несмысленной.

8. Один златолюбец где-то сказал:

«Желаю лучше каплю счастья,

нежели бочку ума».

Но некий мудрец возразил ему:

«Для меня лучше капля ума,

нежели море счастья».

9. Свт. Иоанн Златоуст: Источник, мать и корень благоразумия – добродетель, так же как всякое лукавство имеет своим началом безумие, как и пророк говорит: Несть исцеления в плоти моей от лица безумия моего (Пс. 37, 4). А добродетельный и имеющий страх Божий смышленее всех. Поэтому некто и говорит: Начало премудрости – страх Господень (Еккл. 1, 16; Пс. 110, 10).

10. Св. Игнатий Богоносец: Будучи совершенными, совершенное и помышляйте. Если вы желаете добро делать, то Бог даст вам возможность для этого.

11. Филон: Разумение владычествует над всеми добродетелями. Один лишь мудрец свободен и обладает властью, хотя бы и тысячи господ имел над своим телом.

12. Плутарх: Разумение есть зрение не тел, но дел, прежде чем человек возьмется за них, чтобы наилучшим образом пользоваться встречающимся и имеющимся, обладая возможностью предвидеть и будущее. Тело же зряче лишь в отношении того, что перед ним, а в отношении того, что позади, – слепо. Мысль же способна видеть и прошедшее посредством памяти.

13. Находящиеся на чужбине спешат на родину, любомудрствующие же – мыслить.

14. Разумение часто дарит успех, счастья же разумение не соделывает.

15. Притч. 12, 16:У глупого тотчас же выкажется гнев его.

16. Всякий неразумный есть в то же время и малодушный, ибо он нетверд.

17. Плутарх: Если увидел когда-нибудь согрешающего, то скажи сам себе: «Как бы и мне так же не пасть».

18. Менандр: Благоразумие ничто не заставит рабствовать себе.

19. Исократ: Советующиеся о будущем берут примеры из прошлого, ибо неявное из явного быстрее всего познается.

20. Обо всем заботься для жизни, особенно же упражняй свое разумение, ибо великое в малом – ум добрый в человеческом теле.

21. Плохо размышляющий о своем не может давать советы о чужом.

22. Клейтарх: Сила тела да не станет слабостью души, силой же души считай разумение.

Страница 6