Размер шрифта
-
+

Pax Africana: континент и диаспора в поисках себя - стр. 44

© Щербаков Н. Г., 2009

А. Л. Литинский. Формирование этнического самосознания афроамериканцев в XX в

Афроамериканцы – этническая общность, сформировавшаяся в результате ввоза рабов из Африки на территорию сегодняшних США в XVII–XIX вв. В руки работорговцев попадали представители самых разных народов Западной Африки, говорившие на разных языках и принадлежавшие к разным культурным традициям. В Америке они практически полностью утеряли связи с родным континентом и переняли язык и культуру своих бывших рабовладельцев.[109] Получив свободу, чернокожие продолжали жить в государстве, власти и население которого не соглашались считать их полноценными гражданами.

В этих условиях естественным было начатое в конце XIX в. создание собственной, афроамериканской национальной идентичности: «зеркальным отражением расизма становится то, что его жертвы вынуждены воспринимать самих себя как некое целостное и закрытое сообщество».[110] Это совпало с общемировым процессом (конца XIX – начала XX в.) формирования национального самосознания у многих колониальных народов. Для афроамериканцев, как и для других народов, оказавшихся под культурным и экономическим контролем белых, было характерно желание завоевать культурную и духовную независимость. Свои поиски в этом направлении они вели, отталкиваясь от господствовавших в то время представлений. Представлений, естественно, созданных белыми.

Специалист по культуре растафари Н. С. Сосновский приводит такие примеры: один из основных образов античерной ксенофобии – «черный, только что слезший с пальмы», образ антибелой ксенофобии – «белый, только недавно вылезший из пещеры». Белые расисты считают, что чернокожие похожи на обезьян, а черные расисты – наоборот, что белые.[111] Известно, что Маркус Гарви, известнейший националистический деятель черных американцев, вел переговоры с Ку-клукс-кланом, считая клансменов «самыми честными белыми».

Представление о том, что чернокожий – это «изначальный человек», за спиной которого – тысячелетия культуры и цивилизации, а белые – непонятно откуда взявшиеся дикари, сумевшие подчинить себе мир только лишь наглостью, жестокостью и хитростью, постоянно фигурирует и в исторических, и в религиозных концепциях афроамериканцев.

Понятия нации и этнической группы очень условны, имеют много определений. Несмотря на мнение ряда специалистов, есть много факторов, указывающих на то, что афроамериканцы – это именно нация, а не этническая группа в рамках американской нации. Во-первых, очень спорно, существует ли вообще такая нация, как американцы. Но если и существует, она имеет явные англосаксонский и протестантский «бэкграунды». Так называемое дефисное сознание сохраняют многие народы, в течение нескольких поколений живущие в США (ирландцы, итальянцы, евреи, русские, украинцы, поляки и др.).

Страница 44