Pax Africana: континент и диаспора в поисках себя - стр. 2
Мы – среди тех, кто уже задумался. И этой книгой мы пытаемся привлечь внимание читателей к вопросам, которые кажутся нам жизненно важными.
Аполлон Давидсон
А. Б. Давидсон, И. И. Филатова. Исторические пласты афроцентризма
Афроцентризм, одно из идейных течений в среде афроамериканского населения США, начал активно формироваться с начала 1980-х годов. Постепенно он захватил и африканскую интеллигенцию. Афроцентризм оказывает влияние на всю зарубежную африканистику, поскольку среди его приверженцев немало профессиональных африканистов. Споры о нем ведутся и в среде историков, специализирующихся на других направлениях исторической науки, например, на истории Древнего Египта и Древней Греции, которую афроцентристы пытаются переписать. У нас же об афроцентризме известно явно недостаточно.
Молефи Кете Асанте, профессор кафедры афроамериканских исследований Темпльского университета Филадельфии, приобрел наибольшую известность среди идеологов афроцентризма. Он издает «Джорнал оф блэк стадиз» и «Афросентрик ревью». Его книга «Афроцентризм», вышедшая в 1989 г., издавалась уже многократно и стала своего рода Библией афроцентристов. Всего же Асанте опубликовал более 60 книг. Среди них – труды по древнеегипетской философии, культуре и традициям (которые Асанте трактует как африканские), энциклопедия африканских имен, публикация источников по афроцентризму, работы по истории афроамериканцев. Наиболее известные из его трудов – «Кенет, афроцентризм и знание» (1992 г.), «Идея афроцентризма» (1998 г.), «Болезненное крушение евроцентризма: афроцентристский ответ критикам» (1999 г.), «Египетские философы. Древние африканские голоса от Имхотепа до Эхнатона» (2000 г.), «Классическая Африка» (2001 г.), «Культура и традиции Египта» (2002 г.), «Египет против Греции и Американская академия» (2002 г.), «Риторика, раса и идентичность: конструкт души» (2006 г.).
По определению электронной энциклопедии «Википедия», главное достижение Асанте – «его теория афроцентризма, пересмотр традиционной науки с точки зрения народов Африки и африканской диаспоры».[1] Но читать труды Асанте нелегко: они написаны постмодернистским стилем, где вновь изобретаемые, но не определяемые термины употребляются вместо доказательств авторских постулатов. И все же смысл теории Асанте очевиден. «Афроцентризм, – считает он, – это интеллектуальное сосредоточение, направленное на то, чтобы помешать любым ученым, которые игнорируют, что человеческая цивилизация началась на возвышенностях Восточной Африки». «Греция, – полагает Асанте, – это единственная цивилизация, которая по происхождению может считаться европейской. Но сама Греция – продукт взаимодействия с африканскими цивилизациями. Среди древних цивилизаций, которые Африка дала миру, – Эфиопия, Нубия, Египет, Куш, Аксум, Гана, Мали и Сонгай. В этих древних цивилизациях родились медицина, естественные науки, представления о монархиях, королевствах и о Всемогущем Боге». Афроцентризм, по его мнению, «должен занять место среди таких идеологий и религий, как марксизм, ислам, христианство, буддизм и иудаизм». Что до влияния европейской цивилизации на Африку, то Асанте считает, что «европейские следы в нашей истории привели к тому, что мы утратили представление о нашей победоносной сущности».