Пастырское богословие - стр. 58
Наконец, очень важно, чтобы кандидат в процессе подготовки получил развитие как нравственно цельная личность. Между тем в современных условиях становится все труднее сохранить истинное целомудрие, цельность поведения, внутренних устремлений, чувств. Увы, нередко уже на уровне подготовки будущий священник привыкает лицемерить и вести как бы двойную жизнь: на службе или в стенах своего духовного учебного заведения он клирик, а вне храма – на досуге, среди друзей, лиц женского пола, в социальных сетях – светский человек, поведение и речи которого не всегда увязываются с образом священнослужителя.
На такие проблемы обращал внимание еще митрополит Антоний (Храповицкий), по словам которого, если в древних святоотеческих руководствах пастырям можно и не обнаружить подобных предостережений, то это связано прежде всего с тем, что «то время не знало современной колеблемости умов»[193]. Очевидно, что сегодняшняя ситуация являет гораздо большую «колеблемость умов», и поэтому цельности, целомудрию и пастырскому поведению следует научиться до рукоположения.
Интеллектуально-образовательная подготовка
До сих пор, иногда, можно услышать мнение, что священник должен научиться исключительно смирению, молитве, послушанию, овладеть «кадилом и кропилом», а никакая интеллектуальная подготовка ему не нужна или даже вредна. Такую позицию архимандрит Киприан (Керн) называет «вреднейшим и закоренелым предрассудком»[194]. Действительно, она противоречит всей церковной традиции, Священному Писанию, мнению многих отцов Церкви.
Несомненно, духовная подготовка стоит на первом месте для готовящегося к священству. Однако Церковь во все века являлась хранительницей учености, развивала образование и науку. В периоды догматических споров отстоять православную веру удалось образованнейшим людям своего времени – святителям Григорию Богослову, Василию Великому, Афанасию Великому, преподобному Максиму Исповеднику и многим другим. Они, принадлежа к интеллектуальной элите общества, нисколько не опасались, что обширные знания могут как-либо повредить их духовному состоянию и прославились именно как духоносные пастыри.
Святитель Григорий Богослов с большим пафосом защищал христианскую ученость: «Я думаю, что всякий имеющий ум, признает ученость первым для нас благом… Не должно унижать ученость, как некоторые делают, но нужно признать глупыми и необразованными тех, кто, придерживаясь такого (мнения), желал бы, чтобы все были подобны им, чтобы в общей массе была незаметна их собственная (глупость) и чтобы избежать обличения в невежестве»