Размер шрифта
-
+

Пастырское богословие - стр. 57

.

Духовная сторона пастырской подготовки является наиболее важной, поскольку ни обширные познания в области богословия и светских наук, ни красота голоса и развитое эстетическое чувство, ни ораторское мастерство или организаторские способности не могут принести пользы, если священник сам не живет духовной жизнью и не является истинным пастырем душ.

Для этого требуется тщательная и длительная подготовка, постоянная работа над собой. Иоанн Златоуст говорит, что «священник должен иметь душу чище самых лучей солнечных, чтобы никогда не оставлял его без себя Дух Святой, и чтобы он мог сказать: и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2:20). …Какую, думаешь ты, должен иметь силу и твердость священник, чтобы он мог охранять душу свою от всякой нечистоты и соблюдать неповрежденною духовную красоту?»[190] Кандидат в священство должен всеми силами стремиться стяжать такую чистоту души и духовную красоту. По словам святителя, это невозможно без постоянного бодрствования и великого напряжения сил – в первую очередь, речь идет о молитве, которая есть корень всех добродетелей[191].

Эта внутренняя работа скрыта от посторонних глаз и не поддается формализованному контролю, тем не менее ее отсутствие может очень быстро обернуться катастрофой. Желающий стать священником должен везде искать духовного – молитвы, общения с духовно опытным человеком, чтения духовной литературы, соприкосновения с традицией духовной жизни, – должен стремиться сам стать носителем этой традиции.

Поэтому кандидату необходимо, прежде всего, найти опытного духовника, который бы помогал ему в духовном становлении, в борьбе со страстями. Кандидат, не имеющий духовного руководителя, не имеющий опыта послушания духовнику, опыта отношений между духовным чадом и духовным отцом, вряд ли сможет сам стать добрым пастырем и духовным руководителем.

Другой важной составляющей духовной подготовки является внимательное и регулярное чтение Священного Писания и святоотеческой литературы – как экзегетической, так и аскетической. По словам святителя Иоанна Златоуста, кандидаты в священство «должны тщательно стараться, слово Христово да вселяется в вас обильно (Кол. 3:16)…»[192] Чтение Писания и размышление над ним необходимы не только для знания Священной истории. В большей степени здесь имеет место молитвенная практика, позволяющая получить опыт общения с Богом и возможность осознать высоту Его спасительного Промысла. Одновременно будущий священник должен почувствовать, полюбить книги святых, научиться соразмерять свою жизнь, свои поступки, слова, мысли с мнениями отцов Церкви.

Страница 57