Пастырское богословие - стр. 30
Последнее означает:
1. Епископ должен получить свою архиерейскую власть путем непрерывного иерархического преемства от самих апостолов[58]. Православная Церковь, признавая существование апостольского преемства у римо-католиков и членов Древних восточных (дохалкидонских) церквей, клириков которых принимает «в сущем сане», отрицает таковое у англикан, узаконивших женское священство, не говоря о прочих протестантских конфессиях. Также не признана официально действительность старообрядческой иерархии белокриницкого и новозыбковского согласий. Кроме этого, Русская Церковь не признает рукоположения у «самосвятов» и иных раскольников, в том числе по причине невозможности установить каноническую доброкачественность всех цепочек рукоположений[59].
2. Епископская благодать преподается собором полноправных епископов данной Поместной Церкви при участии или с ведома первенствующего в ней архиерея, – патриарха (как в Русской Православной Церкви и других патриархатах), архиепископа или митрополита (как, например, в Албанской или Польской Церквах)[60]. Правильной хиротонии епископа предшествует его избрание, в Древней Церкви – клиром и народом с участием епископов соседних епархий[61]; отсутствие согласия народа Божия влекло за собой признание ничтожности хиротонии епископа, как это было, например, в скандальном деле Максима Киника, предпринявшего попытку узурпировать Константинопольскую кафедру[62]. Ныне в Русской Православной Церкви, как это установилось в Синодальную эпоху, кандидат во епископа избирается Священным Синодом, в возрасте не моложе 30 лет из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства с обязательным пострижением в монашество[63].
3. Совершать рукоположение не может епископ, изверженный из своего сана за отступление от единства Церкви, уклонение в раскол или отречение от веры[64]. Следует иметь в виду, что устанавливать вину архиерея и как следствие – лишать его правоспособности может только высший орган судебной власти Церкви; пока епископ не осужден, его рукоположения не могут подвергаться подозрению в ущербности[65]. Епископ должен быть действующим, т. е. не пребывать на покое[66], а также совершать хиротонию в пределах своей епископии (епархии). Архиерей «на покое» или пребывающий в чужой епархии может совершить какое-либо священнодействие, а тем более рукоположение, только по приглашению и дозволению правящего в этой епархии епископа[67]. Дозволение (или прямое поручение) правящего архиерея требуется и в случае совершения хиротонии викарным, т. е. несамостоятельным епископом: к нему применимы нормы, регулировавшие в Древней Церкви служение хорепископов, которые помогали городским епископам окормлять общины в отдаленных селениях и зависели от него