Размер шрифта
-
+

Пастырское богословие - стр. 20

(Ин. 1:29)) позволяет сформулировать более точно: Христос есть истинный Пастырь и истинный Агнец в одном лице. Окончательно же это откроется обитателям Горнего Иерусалима, ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод (Апок. 7:17).


Вопросы к параграфу:

1. Что говорят о пастырстве Христа синоптические Евангелия?

2. В чем заключается особенность учения о пастырстве Христа в Евангелии от Иоанна?

3. Как соотносятся ветхозаветное и евангельское учение о пастырстве?

4. Христос как совершенный образ истинного пастырства

Преподобный Иустин Попович замечает, что, хотя Христос может называться разными именами, но при этом в каждом имени Он все равно предстанет перед нами в Своем целостном облике, так как все Его имена совмещаются в одном главном имени – Спаситель, – и все Его действия – в главном деле, ради которого Его послал в мир Отец[33]. И действительно, первое, что бросается в глаза, при взгляде на Христа Пастыря, что Он – всегда пастырь. Важно даже не то, что, подобно пастырям-пророкам, Он жил вне обычного, размеренного традицией быта, а то, что у Него не было Своей – которую мы сегодня назвали бы частной – жизни. Он – всегда пастырь: любая черта Его жизни, Его характера, Его поведения, Его бесед, Его молитв, Его страданий и смерти – пастырская. Он никогда не думает о Себе и как воплощенная Любовь не ищет своего (1 Кор. 13:5). И молясь Отцу, и проповедуя в синагогах, и наставляя учеников, и изгоняя бесов, и разделяя трапезу с мытарями и грешниками, Он – Пастырь. В минуту ареста Он озабочен не Собой, но тем, чтобы исправить горячность Петра и оградить учеников: оставьте сих (Ин. 18:8); если Он скорбит, то об ожесточении сердец; если радуется, то о том, что утаенное от мудрых открыто младенцам (Ср.: Лк. 10:21) и т. д., и т. д. Очевидно, здесь дело не в том, что евангелисты описывали только известную сторону Его жизни, но в том, – что жизнь Его была такова. Он учит, Он молится, Он свидетельствует жизнью, смертью и воскресением Свое учение, Он указывает путь, Он священнодействует – в Сионской горнице и на Кресте, – Он творит дела Отца, Он пьет Чашу послушания Отцу, Он послан Отцом, Он Посредник между Отцом и людьми, Он примиряет нас с Отцом, Он образ Отца: Он – Пастырь Добрый. И в этом смысле Его «пропитанная» пастырством жизнь – прямое и непосредственное руководство для всякого пастыря, которое мы можем почерпнуть прямо из Евангелия[34]:

– Видим в Евангелии, что Христос за матерь и братьев своих считал паству свою, так и пастырь должен помнить, что обручается с Церковью, а его родные уже не имеют на него прежних прав.

Страница 20