Пастель. Полное руководство для художников - стр. 4
Я люблю самые простые кисти с грубой фактурой, которые оставляют неровный след. Этими кистями я наношу акварель, гуашь или акрил, сильно разбавленный водой.
Валиком можно нанести первые слои краски, создав однотонную ровную поверхность, или получить любые другие эффекты в нижнем слое, например повторяющиеся пятна цвета, или нанести один цвет поверх другого.
Этот материал прекрасно сочетается с пастелью и похож на нее. Обычно соусы имеют сдержанную природную палитру.
Соусами можно нанести предварительный рисунок или дополнить основную работу в других слоях.
Для меня это базовый, расходный материал, который, как и простой карандаш, можно использовать для создания эскизов.
Этот материал я очень люблю за его мягкость, седой цвет и контрастную работу с тоном.
Иногда я использую уголь в предварительных рисунках в первых слоях, чтобы наметить основной рисунок и общую тональность картины, иногда подчеркиваю им детали на финальных стадиях работы. Бывает, что он самостоятельно звучит в моих картинах.
Уголь бывает не только классического черного цвета, но и тонированный в неброские природные оттенки.
Сочетание пастели и текущей краски делает рисунок богаче и разнообразнее по фактуре и глубине цвета. Гуашь, акварель и акрил подходят для заливок цветом в первых слоях рисунка, создания фона. Иногда эти заливки полностью скрываются за пастелью, но иногда видны в работе и хорошо дополняют его.
Основы для пастели
Пастельная бумага
Для работы сухой пастелью подходит не любая бумага.
Важно, чтобы поверхность бумаги имела небольшую фактуру, тогда частицы пастели хорошо задерживаются на ней. Слишком фактурная бумага может затруднить работу, так как пастель может не перекрыть в полной мере поверхность листа. Гладкая или глянцевая бумага совсем не подходит для пастели.
Но не только фактурный слой влияет на сцепление пигмента с основой, очень важно качество бумаги. Например, бумага, в составе которой много хлопка, лучше впитывает пигменты, работать на ней приятнее и легче.
Кроме того, правильный состав бумаги влияет на стойкость ее собственного цвета. Поэтому лучше всего выбирать проверенного производителя, чтобы рисунки, выполненные на тонированной бумаге, со временем не потеряли свой основной тон, который создается цветом основы.
На российском рынке представлено несколько марок пастельной бумаги. Я пользуюсь в основном бумагами Canson и Fabriano. На обычной бумаге пастель и другие сухие материалы ложатся хорошо, но влажные техники такая бумага не любит и требует для этого специальной обработки.