«Панчатантра»: индийская стратегия успеха. «Хитопадеша»: парадоксы взаимности (сборник) - стр. 20
В богатом торговом городе жил купец по имени Океан, и однажды его сын купил книгу за сотню монет, в которой была всего одна поэтическая строка: «То, что тебе причитается, всяко тебе достанется!» Едва взглянув на покупку, разгневанный отец воскликнул: «Простак! Так-то ты умеешь считать деньги! Вон из моего дома!» – и указал сыну на дверь. Покинув отчий дом без гроша в кармане, юноша отправился в другой город, где его прозвали Простаком. В своих скитаниях он перенес много лишений, но постоянно попадал в самые необычные истории, без труда получая то, что поначалу принадлежало другим. В конце концов, принцесса перепутала его со своим любимым и заключила с ним «брак на небесах», и тайна сия дошла до слуха царя. Не желая скандала, тот согласился узаконить брак и даровал молодым тысячу деревень. Так досталось Простаку то, что причиталось ему по не ведомым никому причинам, и жил он беспечно в достатке до самой смерти.
Деньги приходят и уходят, а характер человека неотделим от него самого, и самое бесценное сокровище – здоровье тела и покой души. К такому простому выводу приходит всякий, кто на собственном опыте прочувствовал, каково жить в бедности и богатстве, и понял, что не количество денег, а отношение к ним делает нас богатыми или бедными. В зависимости от заслуг в прошлых жизнях, создающих чувство удовлетворенности или ущербности, каждый из нас рождается господином или слугой денег: одним даровано наслаждаться всеми удовольствиями, покупаемыми за деньги, а другим суждено работать ради денег. Если по каким-то причинам «выплата кармических долгов» откладывается, то неадекватная предрасположенность к скупости или транжирству указывает на истинное достояние человека. Действия, совершаемые сегодня, могут оказаться успешными, а вот удастся ли сохранить приобретенное, зависит от множества обстоятельств, созданных на протяжении длительного времени. Карма неизмеримо сильнее тех попыток изменить жизнь, которые человек предпринимает в течение последних нескольких лет. Судьбой управляют как Делатель, так и Вершитель, и если первый дает свободу выбора в настоящем, то второй подводит итоги с учетом всего содеянного в прошлом. «Рабу денег» предначертано терпеть бедность, а все старания разбогатеть окажутся тщетными, и так будет продолжаться до тех пор, пока он не научится принимать деньги как дар и тратить их по-господски легко и щедро.
В некоем городе жил впроголодь бедный ткач, а звали его Тюфяк. Никак не мог он скопить деньжат, и как он ни трудился, зарабатывал лишь на еду и одежду для всей семьи. С завистью поглядывая на особняки богатых фабрикантов, как-то вечером он заявил жене: «Не дают мне конкуренты раскрутиться здесь, поищу-ка я место поспокойнее». Напрасно отговаривала его жена, уверяя, что деньги не пристают к рукам странников, да и глупо за ними гоняться, ведь «несбыточное не сбывается, а предначертанное происходит само собой». Проработав за границей три года, ткач получил триста золотых и отправился в обратный путь. Проходя через дремучий лес, он решил заночевать на дереве, а посреди ночи привиделись ему фигуры двух мужей, беседующих между собой. «Слушай, Деятель! – обратился один к другому. – Зачем ты позволил Тюфяку заработать триста золотых? Разве ты не знаешь, что ему не положено иметь ничего, кроме еды и одежды?» Тот же бесстрастно ответил: «Твоя воля Вершитель! Я вознаградил его за старания, а тебе решать, достоин ли он награды!»