«Панчатантра»: индийская стратегия успеха. «Хитопадеша»: парадоксы взаимности (сборник) - стр. 22
Чувство меры перед алтарем бережливости
Жадность и алчность – два порока, превращающие жизнь в сущий ад: жадность снедает того, кто и без того богат, а ему «все мало», тогда как алчность изводит бедных недосягаемостью желанного богатства. Жадность заставляет человека тратить силы на приобретение того, что ему вовсе не нужно, а алчность лишает его возможности спокойно пользоваться имеющимся. Если жадность знакома каждому, то примером алчности может послужить сюжет одной из историй «Панчатантры». Два шакала заметили на лугу тучного буйвола, с боков которого свисали складки жира, которые, как им казалось, вот-вот упадут на землю, и их останется только подобрать. Пятнадцать лет провели они в ожидании, истекая слюнками, но, так и не получив по лакомому куску, вернулись к поеданию мышей. Таковы «шакалы» как персонификация алчности самой по себе, а насколько далеко может зайти человек ради повышения доходов, индийцам позволяет проверить магия. С помощью волшебных предметов маг создает иллюзию обретения небольшого достатка или несметных сокровищ, и постороннему наблюдателю легко воочию узреть, на что откликается сердце человека. Очевидно, что крайности нежелательны также и в принятии условий оплаты: нет смысла надрываться за медяки, но глупо отказываться от чистого золота в надежде на несметные сокровища.
Четыре друга попросились в ученики к великому магу, и тот сотворил для каждого чудесное перо, а раздавая их перед дальней дорогой, напутствовал: «Только тот, кто велик, достигнет высочайших вершин и исполнит свое заветное желание!» С этими словами он направил их в горы, обещая, что во всяком месте, где волшебное перо упадет на землю, они обретут сокровище. Друзья пустились в путь, но совсем скоро перо их предводителя выпало. Начав копать в указанном месте, они и впрямь сразу наткнулись на клад, полный блестящих медяков. Владелец пера принялся набивать сумку, а остальные пренебрежительно заметили: «Глупец! Даже целая гора медяков не избавит тебя от бедности! Ты как хочешь, а мы пойдем дальше!» Тронулись они вперед, но совсем неподалеку перо того, кто теперь шел впереди всех, выпало. Наклонившись, они обнаружили, что песок на склоне серебряный, и снова лишь взор владельца пера остался прикованным к находке, а двое других воскликнули: «Глупец! Сначала была медь, теперь – серебро, разве не ясно, что впереди нас ждет золото?» Так оно все и вышло, но и здесь возникли разногласия, ибо выронивший перо уверял, что нет ничего, дороже золота, а сохранивший перо не унимался: «Глупец! Конечно, мне достанутся алмазы!»