Размер шрифта
-
+

Памятники Древнего Египта - стр. 8


Скульптурный портрет царевича Рахотепа. Фрагмент


Скульптурный портрет царицы Нофрет. Фрагмент


Фрески на различных архитектурных памятниках рассказывают о буднях и праздниках египтян. Благодаря творчеству художников мы можем догадываться об образе жизни древних египтян и доподлинно узнавать о многих сторонах их деятельности. Тем более что этим изображениям доверять можно полностью, уже не раз археологи и исследователи убеждались, что древние художники были невероятно скрупулезны и все мельчайшие детали выписывали с потрясающей точностью. Так, всемирно известный путешественник Тур Хейердал, чтобы построить свой не менее известный папирусный корабль «Ра», внимательно изучал гравированные рисунки древних художников. Однако он не придал значения разной толщине канатов в конструкции корабля, сочтя эту особенность несущественной. Позже ему и его товарищам пришлось поплатиться – в строительстве своего корабля они использовали слишком толстую веревку, которая уменьшила упругость всей конструкции, в результате сломались оба рулевых весла. Создавая уже «Ра-2», мореходы более доверительно относились к графическим изображениям и мастерству предков. Как выяснилось, каждая деталь рисунка, вплоть до мельчайшей черточки, имела свое особое значение.

Благодаря многим сохранившимся археологическим находкам ученым удалось установить приблизительную дату возникновения настоящих египетских городов – около 3700 года до н. э. К этому времени египтяне уже умели строить и корабли, по крайней мере весельные. Такой вывод позволяют сделать рисунки на глиняных черепках и обрывках ткани, сохранившихся в сухом песке. Возможно, кораблестроение и помогло египтянам усовершенствовать свое искусство архитектуры, ведь строительство прочных кораблей, способных выдержать шторма и бури на морских просторах, требовало точных расчетов и высокого мастерства исполнения.


Весельный корабль египтян (настенная роспись в гробнице Каеманха в Гизе). III тысячелетие до н. э.


На формирование древнеегипетской архитектуры и искусства повлиял и еще один не менее важный факт. Объединение племен и народов в Египте происходило несколько необычно (по сравнению, например, с племенем инков в Южной Америке, которые, порабощая другие народы – моче, чиму и др., уничтожали и их культуру): победители не стремились уничтожать культуру, верования и другие традиции побежденного народа. По всей видимости, первые фараоны лишь устанавливали контроль над завоеванными территориями. В результате возникала новая столица, которая была одинаково значимой для всех населявших страну племен.

Страница 8