Размер шрифта
-
+

Памятники Древнего Египта - стр. 10

Мудрые писцы
Не строили себе пирамид
И надгробий из бронзы…
Их пирамиды – книги,
Их дитя – тростниковое перо.
И память о том, что
Написано в книге, вечна.

Создание письменности разделило общество на сословия: наукам и письму обучались лишь избранные, поскольку существовало два вида письменности, один из которых тщательно скрывался от простолюдинов. В это время возникло также искусство бальзамирования трупов умерших, но, чтобы понять смысл данного ритуала, необходимо обратиться к верованиям древних египтян. Ведь и Геродот, и Плутарх в своих трудах, посвященных описанию Древнего Египта, утверждали, что эта страна – «самая религиозная из всех земель».

Египтяне верили в бессмертие, и, чтобы обусловить жизнь после смерти, необходимо было сохранить все элементы, составляющие человека: тело, душу и духа-двойника («ка»). Первый элемент – «ба», вероятно, являлся духом покойного. После смерти этот «ба» отделялся от тела, но его дальнейшая судьба зависела от сохранности последнего. По поводу элемента «ка» ученые до сих пор ведут споры. Одни считают, что это дух-двойник, другие, что дух-покровитель, а третьи полагают, что «ка» являлся воплощением некоторых отдельных абстрактных качеств человека, которые непременно должны были пригодиться после смерти. Египтяне свято верили, что только нетленность тела позволит сохраниться этим духовным элементам, без которых ни о какой загробной жизни и речи быть не может. По словам известного английского популяризатора археологии Л. Котрелла, «вера в необходимость материального сохранения тела лежит в основе всей египетской религии».


Царский писец Каи. Саккара. Скульптура. Середина III тысячелетия до н. э.


Поэтому создание специального бальзамирующего вещества явилось поистине победой египтян над тленом человеческим.

В ранние периоды из тела умершего удалялась часть внутренностей, затем подготовленное таким образом тело оборачивалось в просмоленные и пропитанные гипсом ткани. Позже тела почивших проходили все более и более сложную обработку, а сама процедура растягивалась на более длительный срок и занимала около 70 дней. Изъятые внутренности подвергались бальзамированию особыми средствами и помещались в отдельные сосуды (канопы). Сердце после этой процедуры иногда вкладывалось обратно, но чаще на его место помещался особый амулет (например, скарабей – символ перерождения). Специальные амулеты вкладывались во все части тела, где производился разрез.

Постепенно техника мумификации достигла такого совершенства, что многие из обнаруженных в наше время мумий не утратили эластичности своих тканей. Вполне сносное состояние тканей позволило современным медикам и биологам провести различные исследования, в результате которых порой появляются даже сенсационные заявления. Так, из клеток ткани маленького принца, современника Птолемея I, была выделена ДНК, благодаря чему ученые теперь могут воссоздать (теоретически) настоящего младенца – живого египетского фараона.

Страница 10