Память и идентичность - стр. 5
Отталкиваясь от концепции памяти, Святой Отец указывает антропологическое и философское место отечества и нации. Он подчеркивает это в понятии «родина». Папа напоминает, что концепция нации неоднозначна, что она может содержать очень разные модели. Остается очевидным, что память отдельных народов должна открыться памяти других и что их встреча должна порождать постоянное очищение и взросление памяти, более глубокое укоренение памяти отдельных народов в общей памяти человечества, сохраненной прекрасным образом в памяти Церкви. Это взаимное очищение и объединение памяти станет силой мира и примирения человечества. Так мы возвращаемся к началу этого размышления: фундаментальная память, хранимая Церковью, подразумевает память Творца, Который создал бытие благим. Эту память потом дополняет другая, которая говорит: зло не происходит из сотворенного бытия как таковое, но рождается из запятнанной гордыней и эгоизмом воли многих людей. Наконец, память Церкви говорит нам, что сам Творец стал творением и поместил, таким образом, в «ткань» истории новую силу добра. Это новое присутствие Божественного блага в «ткани» истории воплощается в Божественном милосердии, которое преображает насилие в любовь, ставя определенный предел злу и распахивая двери надежде. Эта память должна пронизывать и объединять всю память человечества, как индивидуальную, так и коллективную. Так мы обретем мир; так придет истинное искупление.
Предисловие к итальянскому изданию
XX век был свидетелем исторических событий, ставших причиной коренных изменений в политическом и социальном положении целых народов и повлиявших на судьбы отдельных людей. Шестьдесят лет назад закончилась война, которая была для мира в 1939–1945 годах трагедией уничтожения и смерти. В последующие годы мы столкнулись с распространением коммунистической диктатуры во многих странах Центральной и Восточной Европы и с проникновением марксистской идеологии в государства Европы, Африки, Латинской Америки и Азии. Кроме того, начало XXI века, увы, ознаменовано скорбной тенью терроризма мирового масштаба: разрушение башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке стало его наиболее красноречивым выражением. Можно ли не заметить в этих событиях действенного присутствия «mysterium iniquitatis» (тайны зла)?
Но рядом со злом всегда присутствовало добро. Диктатуры, воцарившиеся за «железным занавесом», не смогли задушить жажду свободы в порабощенных ими народах. В Польше, несмотря на противодействие режима, родилось и окрепло движение, известное под названием «Солидарность». Это был сигнал пробуждения, эхом отразившийся и в других странах. И пришел 1989 год, вошедший в историю как год падения Берлинской стены и совершившегося вскоре падения коммунистической диктатуры в европейских странах, где она господствовала на протяжении десятилетий. Двадцатый век был также веком обретения независимости народами, ранее находившимися под гнетом колониализма. Возникли новые государства, которые, несмотря на свое зависимое положение и оказываемое на них давление, могут иметь возможность самоопределения. Нужно упомянуть и факт формирования международных структур, которые после Второй мировой войны взяли на себя ответственность за обеспечение мира и безопасности народов, заботу о более справедливом распределении благ, защите прав человека и законных запросов разных социальных групп. Наконец, надлежит упомянуть возникновение и позднейшее расширение Европейского Союза.