Размер шрифта
-
+

Память и идентичность - стр. 14

4

Искупление как божественный предел, положенный злу

Как яснее можно понять этот предел, положенный злу, о котором мы говорим? В чем сущность этого предела?

Говоря о «пределе, положенном злу», я думаю прежде всего об исторической границе, которая благодаря Провидению была определена злу тоталитарных режимов XX века: злу национал-социализма, а затем марксистского коммунизма. Но в этой перспективе мне трудно избежать других размышлений, имеющих богословский характер. Речь не идет о том типе размышлений, который нередко называется «богословием истории». Скорее, о том, которое посредством богословской рефлексии проникает вглубь, доходя до познания корня зла, чтобы открыть возможность его преодоления благодаря действию Христа.

Тот, кто может положить окончательный предел злу, – Сам Бог, потому что Он – сама Справедиливость. Он является ею, поскольку Он – Тот, кто вознаграждает за добро и карает за зло, в совершенном согласии с действительностью. Здесь идет речь о любом нравственном зле, о грехе. Осуждающего и наказывающего Бога мы видим уже на заре человеческой истории, в земном раю. Книга Бытия подробно описывает наказание, понесенное прародителями за их грех (см. Быт 3, 14–19). Их наказание распространилось на всю историю человека. Ведь первородный грех – грех наследуемый. Как таковой, он означает врожденную греховность человека, присутствующую в нем склонность скорее ко злу, чем к добру. В человеке есть определенная врожденная слабость нравственной природы, сопутствующая хрупкости его бытия, психофизической хрупкости. С этой хрупкостью связаны разнообразные страдания, которые с первых же страниц Библии показаны как наказание за грех.

Можно сказать, что в истории человека с самого начала обозначена граница, которую Бог-Творец определил злу. Многое сказано на эту тему в конституции II Ватиканского собора «Gaudium et spes». Стоит в особенности вспомнить вводный доклад, который собор посвящает ситуации человека в современном мире, – но не только в современном. Я ограничусь отдельными цитатами на тему греха и греховности человека: «… человек, мысленно обозревая свое сердце, обнаруживает, что он склонен ко злу и погружен в многообразное зло, которое не может происходить от его благого Творца. Зачастую, отказываясь признавать Бога своим началом, человек нарушал и должный порядок, ведущий его к конечной цели, а вместе с ним – и всё предустановленное: как в отношении самого себя, так и в отношении других людей и всего сотворенного мира.

Таким образом, человек разделен в самом себе. Поэтому вся жизнь людей – и индивидуальная, и коллективная – оказывается драматической борьбой между добром и злом, между светом и тьмою. Более того: человек видит, что собственными силами он не способен успешно побороть нападения зла, так что каждый из нас чувствует, что словно связан цепями. Но Сам Господь пришел, чтобы освободить и укрепить человека, обновляя его изнутри и изгоняя вон «князя мира сего» (Ин 12, 31), удерживающего его во власти греха. Грех же умаляет человека, отдаляя его от достижения полноты.

Страница 14