Отверзите двери Богу… Из духовного наследия святителя Игнатия Брянчанинова - стр. 9
137. Преподобный Григорий Синаит, Симеон Новый Богослов говорят, что обманутые духом мнения видят в себе обильное духовное преуспеяние, презирают и осуждают других, признают себя достойными пасти овец Христовых и руководствовать ближних. Они любят поучать на словах и письменно. Всякий, не имеющий сокрушенного духа, признающий за собою какие бы то ни было достоинства и заслуги; всякий, не держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но о каком-либо предании размышляющий произвольно по своему усмотрению или учению инославному, – находится в этой прелести.
138. Мнение ведет прямо к общению с Богом без предочищения покаянием порабощенных чувственности. Этот род прелести называется мнением. И одержимый этой прелестью мнит о себе, что он имеет многие добродетели и обилует дарами Духа. Прельщенные желают наслаждаться добродетелями, не отказываясь от наслаждений чувственности.
139. В самообольщении и прелести мнения находятся и те, которые отвергают упражнение Иисусовой молитвой и вообще умное делание и удовлетворяются только церковными службами и келейным правилом.
140.Не можем воспеть песнь Господню на земли чуждей (Пс. 136, 4) – в сердце, обладаемом страстями.
141. «Подражание» Фомы Кемпийского с предисловием графа Сперанского проникнуто духом самообольщения и бесовской прелести. Ярко выступают здесь разгорячение, самомнение и самообольщение. Это бедственное состояние на Западе развилось от того, что нет воспитания духовным подвигом по преданию Православной Церкви, свободно изъясняют Священное Писание, отвергая святоотеческое предание. В сочинении «О подражании Христу» (в четырех книгах с избранными местами) говорит сладострастный и надменный мечтатель, упоенный тщеславием, мнением сочиняющий в себе гласы утешения, или льстящий надменному своему сердцу, или обманывающий себя и легковерных своих последователей.
142. Все святые признавали себя недостойными Бога, и от этого они украшались смирением.
143. Все самообольщенные считали себя равными Богу («Подражание» Фомы Кемпийского). Этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть. Иные из них приняли бесов, представших им в виде Ангелов, и последовали им; другим явились бесы в своем собственном виде и представлялись побежденными их молитвой, чем вводили их в высокоумие; иные возбуждали свое воображение, разгорячали кровь, производили в себе движения нервные, принимали это за благодатное наслаждение и впадали в самообольщение, в совершенное омрачение, причислились по духу своему к духам отверженным.
144.Иудейские книжники и фарисеи по их душевному состоянию сделались не только чуждыми Богу, но врагами Его, богоубийцами. Подобному бедствию подвергаются и подвижники молитвы, извергшие из своего подвига покаяние, усиливающееся возбуждать в сердце любовь к Богу, наслаждение и восторг; они соделывают себя чуждыми Бога, вступают в общение с сатаной и заражаются ненавистью к Святому Духу.