Размер шрифта
-
+

Отверзите двери Богу… Из духовного наследия святителя Игнатия Брянчанинова - стр. 8

124. Преподобный Евстафий непрестанно повторял: «Господи, помилуй».

125. Один отец 40 лет непрестанно молился: «Я, как человек, согрешил, Ты, как Бог, прости меня».

126. Общеупотребительная молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

127. Хорошо приучаться к молитве Иисусовой на церковных службах. Присутствуя на них, к чему бесплодно и душевредно скитаться мыслями повсюду? А этого невозможно избежать, если ум не будет привязан к чему-либо. Займись молитвой Иисусовой, она удержит ум от скитания, ты сделаешься гораздо сосредоточеннее, глубже, гораздо лучше будешь внимать чтению и песнопениям церковным и неприметным образом, постепенно обучишься умной молитве.

128. Первоначальные плоды молитвы заключаются во внимании и умилении, или в плаче. Далее плодом молитвы бывает расширяющееся зрение своих согрешений и своей греховности, от чего усиливается плач. Потом является ощущение присутствия Божия, живое воспоминание смерти, страха суда и осуждения – все эти плоды молитвы сопровождаются плачем. Потом приходит ощущение тишины, смирения, любви к Богу и к ближним, ко всем без различения добрых и злых, терпения скорбей.

129.Кто, не знающий молитвенного плача и тех таинств, которые не открывают, поймет слова, исшедшие из глубины плача, слово крестное и самоотвержение?

130. Непрестанное памятование Бога – наука из наук – было деланием святых отцов. Не только все дела и слова, все помышления их были посвящены Богу. Вот причина обилия в них дарований Духа.

131. Непрестанная молитва, память о Боге – многоплоднейшее делание, драгоценнейшее церковное предание, установление Божие, сокровище духовное, достояние апостолов и святых отцов, приявших и преподавших его нам по велению Святаго Духа.

132. Благодатные дарования имеют только те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.

133. Когда коснется благодать, тогда и ум молится, и душа, оставляя порочные пожелания, устремляется с умом на молитву, и тело, оставляя вожделения скотоподобные, приходит в состояние, что чувства телесные остаются в бездействии: глаза смотрят и не видят, уши слышат и вместе не слышат, и весь человек тогда молится Богу. Мир несказанный чувствует душа.

134.Священный огнь молитвы – святая любовь.

135. Прелесть – утрата истины. Рассеянность приводит к холодности, мечтательность – к прелести.

136. Прелесть бывает в области ума, когда молящийся воображает телесные образы сердца, и в области сердца, когда ждет вкусить Божественную сладость и другие Божественные ощущения и не находит их в себе, сочиняет их из себя, ими льстит себе, обманывает и губит себя, входя в общение с бесами, порабощаясь их влиянию и власти.

Страница 8