Размер шрифта
-
+

Откровенные рассказы странника духовному своему отцу - стр. 16

Итак, чтобы сколько можно помочь и поддержать веру в сем брате, я достал из сумки «Добротолюбие», отыскал 109-ю главу преподобного Исихия, прочел и начал ему растолковывать, что воздержание от грехов страха ради мук неуспеш но и неплодно, и невозможно душе освободиться от мысленных грехов ничем иным, кроме хра нения ума и чистоты сердца. Итак, все это при обретается внутренней молитвой, и не только, прибавил я еще, страха ради адских мук, но даже и желания ради Царства Небесного, если кто ста нет совершать спасительные подвиги, то и это святые отцы называют делом наемническим. Они говорят, что боязнь муки есть путь раба, а же лание награды в Царствии есть путь наемника. А Бог хочет, чтобы мы шли к Нему путем сыновним, то есть из любви и усердия к Нему вели себя честно и наслаждались бы спасительным соедине нием с Ним в душе и сердце.

Сколько ни изнуряй себя, какие хочешь проходи телесные труды и подвиги, но если не будешь иметь всегда Бога в уме да непрестанной Иисусовой молитвы в сердце, то ты никогда не успокоишься от помыслов и всегда будешь удобопреклонен к греху, при малейших даже случаях. Примись-ка, брат, беспрестанно творить Иисусову молитву. Ведь тебе это можно и удобно в сем уединении, ты скорую увидишь пользу. Не будут и помыслы безбожные приходить, откроется тебе и вера, и любовь к Иисусу Христу; узнаешь, как и мертвые воскреснут, и Страшный Суд покажется тебе так, как истинно он будет. А в сердце-то бу дет такая легкость и радость от молитвы, что ты удивишься и не будешь уже скучать да смущать ся спасительным житием твоим.

Далее, как мог, я растолковал ему, как на чать и как продолжать беспрестанно Иисусову молитву и как заповедует о сем слово Божие и поучают святые отцы. Он, по-видимому, как бы изъ являл на то согласие и поуспокоился. После сего я, расставшись с ним, затворился в указанной мне ветхой землянке.

Боже мой! Какую я почувствовал радость, спо койствие и восхищение, как только переступил за порог этой пещеры или, лучше сказать, могилы. Она представлялась мне великолепным царским чертогом, исполненным всякого утешения и весе лия. С радостными слезами благодарил я Бога и размышлял: вот теперь-то уже, при таковом покое и тишине, надо пристально заняться своим делом и просить от Господа вразумления.

Итак, начал я, во-первых, читать «Доб ротолюбие», все по порядку, с начала до конца, с великим вниманием. В непро должительном времени прочел все и увидел, ка кая мудрость, святыня и глубина в нем содержат ся. Но как в нем писано о многих и разных пред метах и разнообразными наставлениями святых отцов, то я и не мог всего понять и свести в одно место всего того, что хотелось мне узнать в особенно сти о внутренней молитве, дабы почерпнуть из того способ к изучению непрестанной самодействующей молитвы в сердце. А этого очень хоте лось, по заповеди Божией через апостола: рев нуйте же дарований больших (1 Кор. 12, 31), и еще: Духа не угашайте (1 Фес. 5, 19).

Страница 16