Отечественная социальная педагогика - стр. 84
Применяя тот же закон к отношениям между воспитателем и воспитанником, мы получим ряд основных педагогических понятий. Стадии «чувства» будет соответствовать требование образования взаимного сочувствия между воспитанником и учащимся, развитие у того и у другого общей, до некоторой степени, жизни чувства. Воспитатель, учитель должен стать другом ученика, иначе они будут природными врагами, ученик будет всегда смотреть на все, исходящее от учителя, как на что-то чужое и враждебное. При таких условиях общение превращается в адскую муку. Особенно мучительно оно для учителя, так как ученик всегда найдет возможность идти собственной дорогой. <…>
На заключительной ступени учащийся делает сознательно и охотно то, что делал раньше часто лишь по принуждению. Его радует приобретенное им умение, он интересуется работой и выполняет ее без приказания. Теперь воспитанник перестает быть руководимым. Он идет в ногу со своим бывшим руководителем. Бывший ученик становится способным найти и нечто новое, подметить такое, что было неизвестно его учителю, научить последнего. Такой результат – лучшая награда за труды учителя: образовательное сообщество достигло своей вершины, достигло стадии «разума», воспитание выполнило свою задачу.
Отдельные положения Наторпа могут вызвать те или другие замечания и сомнения. Но само применение закона трех ступеней к педагогике представляется нам в высшей степени плодотворным. Благодаря ему, всей системе педагогики придается такая стройность, такое единство, все лучшие педагогические заветы, переданные нам практикой, получают такую блестящую защиту перед «высшим трибуналом философии!» Сторонник непрестанного совершенствования, Натори всего меньше, конечно, может претендовать на то, что им сказано последнее слово в этом отношении. При дальнейшем развитии науки, несомненно, будет предложено и более удачное разрешение задачи. Но, как один из этапов по пути к ее решению, теория Наторпа заслуживает полного внимания. <…>
Глава десятая
<…> «Я признаю, – говорил Гекели, – того человека, получившим свободное воспитание, кто благодаря тренировке в юности умеет подчинять свое тело своей воле. <…> Человек, получивший свободное воспитание, не тупой аскет, он полон жизни и огня, но его страсти умолкают перед его сильной волей, слугой чуткой совести; он научился любить все прекрасное в природе и искусстве, ненавидеть все низкое и уважать других, как самого себя. Именно такого человека и нужно считать получившим свободное воспитание, ибо он находится в такой гармонии с природой, какая только возможна для человека». <…>