Отечественная социальная педагогика - стр. 83
Учение о трех ступенях было затем подробнее развито Наторпом в его книге «Философия и педагогика» (1909 г.), где он высказывает свои соображения и о содержании образования, и об организации воспитательной работы. <…>
При воспитании нужно всемерно помнить о той связи, которая должна существовать между мыслью и делом. Сильная мысль должна непременно испробовать себя на деле, и образование будет неполным, если наряду с познанием оно не даст человеку и умения. Этим определяется то важное и самостоятельное место, какое должно занимать в воспитании человека техническая работа. Но, с другой стороны, действительно воспитательным фактором такая работа станет лишь тогда, если не будет выполняться только механически, а будет одухотворяться участием в ней всех духовных сил человека. А она может и должна ими одухотворяться. Ведь уменье требует, прежде всего, теоретического понимания данного дела. С другой стороны, работа, как дело, как действие, относится к практической области и подлежит практической, а следовательно, и нравственной оценке, и, наконец, работа может дать и эстетическое удовлетворение не меньшее, если не большее того, какое дается созерцанием. Все это, с одной стороны, указывает на высокое педагогическое значение технической работы; с другой – на то, что каждая работа делается, действительно, человеческой, а потому и воспитательной только тогда, если она удовлетворяет и теоретическим, и эстетическим, и этическим нормам. <…>
Предметом работы и определяется деятельность как воспитателя, так и воспитанника. Переходя к этой деятельности, мы всегда должны иметь в виду, что она представляет собою не две независимых одна от другой работы воспитателя и воспитанника, а одну общую деятельность их. Нам нужно постоянно иметь в виду образовательное сообщество учителя и воспитанника и найти закон этого сообщества. Закон этот может быть лишь выводом из известного уже нам общего закона организации образования. <…>
Три стадии, через которые проходит образование каждой личности. Самая ранняя стадия воспитания, нормально проходящая в домашнем союзе и, в самой чистой форме, в теснейшем единении между матерью и ребенком, представляет собою почти чистый «чувственный» тип. Но затем все более и более становится необходимым внешнее регулирование с помощью фактора более правового характера, и это регулирование становится преобладающим на средней ступени, ступени исключительного обучения и школьной дисциплины. Но это лишь переходная ступень. Человек перерастает формы принудительного руководства, перерастает не для того, чтобы уйти из общества, но чтобы еще теснее, не по принуждению, а сознательно, по доброй воле, слиться с ним. Этой высшей форме общества соответствует особый тип воспитательной организации – высшая школа в самом широком смысле, свободное развитие созревшего человека вообще являющегося, по существу, саморазвитием, совершающимся, однако, внутри сообщества и при посредстве. Наиболее распространенным именем, даваемым этой ступени, является