Отечественная социальная педагогика - стр. 81
Общественные вопросы и общественные движения прошли мимо Гербарта, он остался равнодушен к ним. <…>
Философски-теоретическое обоснование [социальной педагогики] <…> дал, главным образом, философ так назыв [аемой] новокантиантской школы профессор Наторп. Теоретический материал для построения своей педагогической системы он выработал своими философскими изысканиями. Метод критически-философского исследования он внес и в свои педагогические работы, что и дает основание его ученикам считать Наторпа творцом социальной педагогики, как науки.
Свои основные положения Наторп высказал <…> в брошюре «Религия в границах гуманности. Глава к обоснованию социальной педагогики» (1894). Под гуманностью Наторп понимает полноту развития человечности в человеке. Наряду с гармоническим развитием всех сторон человеческой природы в отдельном человеке существенным условием для развития человека является внутреннее, живое участие каждого в жизни всего общества. Обществу обязан каждый человек всем тем, что в нем есть человеческого; с обществом же срастается он и всей своей деятельностью, опирающейся на развитие. Развитие, как на низших, так и на высших ступенях, слагается путем непрестанной связи отдельной жизни с жизнью целого. <…>
Нравственное развитие заключается в том, чтобы достичь соглашения всей своей работы с общей работой человечества. «Целью нравственного развития является не только выполнение своего долга в данном маленьком кругу. Быть развитым в смысле, достойным человека, значит установить отношение своего положения ко всему человеческому обществу, не только к обществу, каким оно является теперь, но и каким оно должно быть, и направить всю свою волю на общественную работу».
В связи с этим стоит и определение Наторпом задач социальной педагогики: «Как теории воспитания, она должна исследовать социальные условия развития и условия развития социальной жизни, исходя из той совершенно справедливой предпосылки, что общественные формы изменчивы». <…>
Подробное философское обоснование своих социально-педагогических идей Наторп дал в своей «Социальной педагогике» («Sosial padagogik». Первое немецкое издание вышло в 1899 г.) <…>. Наторп и в своем основном труде определяет воспитание, как развитие воли. «Воспитывающая воля приобретает влияние только таким образом, что ей удается захватить волю воспитываемого и направить ее к желанной цели». В связи с существованием в деле воспитания определенной цели, стоит задача педагогики – задача должного или, как чаще говорят, идеи того, что должно быть достигнуто. Идея того, что должно быть, не может быть, конечно, почерпнута из опыта, так как опыт говорит нам лишь о том, что есть. Она является результатом творческой работы нашего сознания. <…>