От Пасхи до Троицы. Воскресные Апостольские и Евангельские чтения с краткими толкованиями - стр. 11
Благодать Христова снимает с человека проклятие законное, оправдывает пред Богом, примирив с Ним (см.: Гал. 3, 13; Рим. 5, 9-10), прощает и очищает грехи, сообщает многоразличные дары духовные по мере веры, дает силы исполнять новозаветный закон так, что он кажется игом благим и бременем легким (см.: Мф. 11, 30). Все, что закон изображал подобно тени, имея истину впереди, ясно, открыто пришло в исполнение и действительно совершено Иисусом Христом.
Размышление в Неделю Пасхи. О победе над смертью
Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (1 Кор. 15, 20). Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин. 11, 25). Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти (Откр. 1, 17–18). Во время Своей смерти Господь в одно и то же время был в аду, в раю: Ныне же будешь со Мною в раю, – сказал Он разбойнику (Лк. 23, 43) и с Отцом, потому что в руки Его предал дух Свой (см.: Лк. 23, 46). Хотя Божеством Господь добровольно разлучил душу от тела, но как Бог пребывал и с душой, и с телом, и через тело, в котором не допустил тления, являющегося естественным следствием смерти, Он лишил силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. 2, 14), а через душу отверз разбойнику вход в рай.
Где смерти жало? Теперь нет смерти, есть лишь упокоение, сон, успение на малое время. Было наказание: В день, в который ты вкусишь от дерева, смертью умрешь (Быт. 2, 17). Смерть грешников люта (Пс. 33, 22), ибо душа не только разлучается с телом, но и попадает в ад. Но человеколюбивый Бог избавил душу мою от ада преисподнего (Пс. 85, 13), так что и сама смерть приобрела наименование успения – сна, отдыха от земных дел и забот: Лазарь, друг наш, уснул, – сказал Господь Своим ученикам, – но Я иду разбудить его (Ин. 11, 11). Так легко было воскресить Ему Лазаря, словно разбудить спящего.
Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1 Фес. 4, 14).
Сорок дней по Воскресении Христос являлся ученикам Своим, говоря им о Царствии Божием (Деян. 1, 3). До Воскресения Господь открывал тайну Своего Божества в чудесах, во время Своего славного Преображения, произошедшего на горе Фавор, а после Воскресения являл тайну Своего Человечества: принимал в пищу печеную рыбу и сотовый мед, показывал свежие раны на ладонях (см.: Лк. 24, 39–43).