Размер шрифта
-
+

От фестиваля к фестивалю. Международный молодежный туризм в СССР в 1957–1985 годах - стр. 11

.

Не обошлось и без антивоенной риторики. По сценарию, разработанному режиссером мероприятий фестиваля Иосифом Михайловичем Тумановым, традиционный с начала 1920-х годов жанр театрализованного митинга был максимально насыщен визуальными и звуковыми эффектами: выступлениями симфонического оркестра, хоровых ансамблей и вокалистов из разных стран, демонстрацией на гигантском экране заранее смонтированных кинокадров, а также презентацией огромных художественных панно и антивоенных плакатов. На сцене появлялись группы людей, представлявшие основные категории пострадавших в годы войны: инвалиды с боевыми наградами, сироты в детдомовской форме, вдовы и скорбящие матери в траурных одеждах. Кульминацией театрализованной постановки стала трагедия Хиросимы. Мероприятие специально проводилось в день 12-й годовщины со дня атомной бомбардировки этого японского города[50].

Мы видим, что Фестиваль-57 не только актуализировал идею создания отдельной организации, осуществляющей международный молодежный туристский обмен, но и определил основные идеологические и политические компоненты этого обмена. Кроме того, фестиваль заложил основы системы гостеприимства с характерной для нее иерархией для формировавшегося молодежного туристского обмена. Для размещения около 2 тыс. почетных гостей и членов жюри фестиваля были выделены гостиницы «Украина», «Пекин» и «Аврора». Иностранные участники молодежного форума размещались во вновь отстроенных гостиницах-общежитиях ВСХВ и общежитии МГУ на Ленинских горах. Для расселения же советской молодежи – гостей фестиваля (30–32 тыс.) выделялись общежития вузов, казармы воинских частей и ряд переоборудованных для проживания школ. За иностранными участниками фестиваля в зарубежные порты направлялись советские пароходы, а от границ в Москву их доставляли 85 специальных железнодорожных составов. Для перевозки зарубежных делегаций по Москве выделялось 1300 автобусов, 600 легковых и 150 грузовых машин. Но для советских участников и гостей подобная транспортная логистика не предусматривалась. Для обслуживания культурной и спортивной программ фестиваля использовалось 14 театральных зданий, 5 концертных залов, 40 клубов, 17 открытых театров и эстрад в парках, Центральный стадион им. В.И. Ленина в Лужниках, стадион «Динамо», водная станция «Динамо» в Химках и другие спортивные сооружения города. И это не считая временных эстрадных площадок на площадях и улицах столицы[51].

Первые шаги «Спутника»

С одной стороны, необходимость создания самостоятельной структуры молодежного туризма диктовалась ростом его объемов и специфическими условиями организации подобных поездок

Страница 11