Основы писательской работы. Экспресс-курс - стр. 4
Осип Мандельштам
Что это означает?
Проза – это словесная глина, из которой каждый лепит облик своей эпохи.
ВК
Чем полезен этот образ?
Проза – объективная речь, в отличие от субъективной речи поэзии. Излагающая, а не гармонизирующая смысл.
Александр Круглов
Так ли это? Свойственна ли прозе субъективность?
Проза – скороспелая поэзия.
Юрий Ковальчук
Есть ли в этом что-то, кроме юмора?
Проза – это течение слов от писательского таланта к читательскому.
ВК
Что из этого следует для писателя?
Проза – это промежутки между афоризмами.
Александр Самойленко
Каков смысл этого афоризма?
Проза – это честная дорога в невозможное.
Виктор Шкловский
Что здесь имеется в виду под невозможным?
2.2. Работа ВДОЛЬ и работа ПОПЕРЁК
Первоначальное дело писателя – путь от начала произведения до его завершения. Этот этап можно назвать «работой вдоль». Но после этого необходима «работа поперёк», то есть улучшение написанного. Это качественно различающиеся виды писательской деятельности. Для работы вдоль важнее вдохновение, отвага, стремление высказаться. Для работы поперёк на передний план выступает умение согласовать отдельные части произведения, улучшить каждую из них, отшлифовать отдельные фразы, отладить их взаимосвязь друг с другом.
2.3. Опорные свойства прозы
Опорные свойства прозы – инструмент для укрепления её возможностей и выявления слабых мест для улучшения. При «работе поперёк» их можно использовать интуитивно. При «работе вдоль» можно методично перебирать один пункт за другим и проходить с каждым из этих пунктов по всему тексту.
1 – СОБЫТИЕ (происшествие, приключение). Это главная сюжетная тема. В большом произведении правильнее говорить о цепочке событий. Это основа, по которой вышиваются все разнообразные узоры.
О чём наше произведение? В чём его событийная суть?
Приключение – ключ к судьбе героя. Иногда – и к собственной судьбе автора.
2 – МЫСЛЬ (идея, постижение, переживание). Это то, что придаёт внутреннее значение написанному нами. Постараемся не забывать об этом не только поначалу, но и потом, в любом эпизоде.
Для чего это написано? Ради каких размышлений или переживаний, явных или скрытых?
Мысль – это внутренняя молния. Не стоит отводить ей роль кухонной зажигалки.
3 – ОБРАЗ (метафора, картина, изображение). Один из главнейших инструментов превращения текста в художественное произведение.
Как выглядит то, о чём мы пишем? На что похоже? Какова ключевая метафора, картинка, сравнение? Уходим ли мы от назидания к изображению?
Образ – крылья мысли.
4 – ЗАЦЕПКА (привлечение внимания). Важнее всего, чтобы зацепка была в начале произведения. Но если есть главы или части, их тоже можно начинать с какой-то зацепки.