Размер шрифта
-
+

Основы писательской работы. Экспресс-курс - стр. 3

Закон трёх «В».

Что нужно человеку для литературного творчества

– Внимание

Всё начинается с приметливости, с умения заметить тему, которая нам особенно интересна. Будем искать зёрна, посевной материал для будущего урожая. Искать и в окружающей нас реальности, и в своём внутреннем мире, и в мире искусства, и в тех людях, с которыми мы соприкасаемся.


– Вдохновение

Постараемся не пропустить это особое состояние души, когда какая-то высшая сила наполняет нас и даёт нам особые возможности сказать нужные слова. Это свет, необходимый для проращивания найденных нами зёрен. Может быть, мы научимся располагать себя к такому состоянию.

Но важно уметь и всякое другое время использовать для творческой работы. Вдохновение и просто рабочее состояние души прекрасно дополняют друг друга.


– Выращивание

Найдя свою тему и прорастив её в слове, мы не заканчиваем свою работу. Ведь нам нужно довести написанное до наилучшего вида. Иногда надо что-то дописать, иногда изменить, иногда переписать заново. Иногда стоит отложить текст в сторону, а потом вернуться к нему. Иногда нам помогают отклики наших первых читателей. Главное – уловить момент прощания, когда наш текст созрел, когда он начинает жить отдельной от нас жизнью.

Закон трёх «У».

Каким должно быть повествование

– Увлекательным

Это касается и сюжета, и стиля, и всего хода повествования. Нельзя, чтобы читатель скучал. Для этого не должен скучать и автор.


– Удивительным

Повествование должно быть достаточно новым, по-своему говорящим о жизни. У каждого автора есть его личное «по-своему», всё дело в том, чтобы дать ему проявиться в словах.


– Убедительным

Достоверность важна и для описания реальности, и для фантазии. Повествование должно быть душевно искренним, внутренне согласованным, опирающимся на ощутимые воображением подробности.


В общем, повествование должно быть У-У-У каким!..

Закон трёх «С».

Главные средства повествования

Рассказываем определённый СЛУЧАЙ в определённом СТИЛЕ, чтобы уловить определённый СМЫСЛ.


– СЛУЧАЙ может быть реальным или вымышленным, в любом случае это вход в жизненную ситуацию, только вместо читателя в неё попадает персонаж.


– СТИЛЬ позволяет нам привлечь читателя к тому, чтобы вместе с персонажем войти в ситуацию и освоить её.


– СМЫСЛ, не обязательно логический, – это то, с чем читатель выходит из повествования. Это его багаж, в котором его собственные находки. Мы лишь оказываем ему помощь в их получении.

Занятие второе

Опорные свойства прозы

2.1. Определения прозы

Несколько определений прозы с вопросами для размышлений

Проза – прерывистый знак непрерывного.

Страница 3