Размер шрифта
-
+

Ошмяны и евреи. История, холокост, наши дни - стр. 9


Карп тушеный в сметане

Рыбу очистить от чешуи, выпотрошить, тщательно промыть. На дно кастрюли уложить кружочки моркови, лука, петрушки. На них – приготовленные куски карпа, добавить один стакан воды. После 10 минут варки добавить сливочное масло, сметану и тушить на малом огне до готовности около часа. Следить за тем, чтобы рыба не пригорела. К концу варки накрыть кастрюлю крышкой. Подавать карпа с огуречным салатом.


Цимес с мясом

Морковь почистить, нарезать мелкими кусочками, протереть с мукой. Жирное мясо разрезать на порции, обжарить до полуготовности. В это жаркое положить приготовленную морковь, добавить немного воды и жира, соли и сахара. Тушить до готовности мясо и морковь в казане, накрыв крышкой».

У евреев были особенности в организации похорон, сопровождаемых особыми ритуалами. В 1960-м году в Ошмянах проходили последние еврейские традиционные похороны.

Рассказ жителя Ошмян Анатолия Моисеевича Шацмана о похоронах своего отца, Моисея Тевелевича Шацмана, проживавшего по улице Гольшанской, умершего двадцать седьмого августа 1960-го года [2]:

«Умершему шили рубашку, кальсоны и шапочку (называется «кипа») из белой ткани. В руки давали звездочку (звезда Давида) сделанную из лозы. Усопший лежал на полу, застеленном сеном и был прикрыт черной тканью. В могилу вставляли доски, умершего клали на доски и досками прикрывали (разборчатый гроб). Надпись на надгробии делали на русском языке. Похоронить умершего должны были в течение суток после того, как человек умер. Если день похорон приходился на праздник, например Шаббат, то это мероприятие откладывали на следующий день. Перенести день похорон можно было еще по двум важным причинам – транспортировка усопшего на далекое расстояние и ожидание приезда родственников. Не принято также, чтобы у тела усопшего никого не было.

Похоронная процессия по дороге на кладбище несколько раз останавливалась, все читали псалмы. Церемония похорон проста. Вслед за несколькими псалмами читается краткая молитва, восхваляющая Б-га, дающего жизнь и лишающего ее. Иногда раввин произносит краткую речь об усопшем. Никакие посторонние разговоры на кладбище недопустимы, поскольку считаются проявлением крайнего неуважения. Затем гроб опускается в могилу и засыпается землей. Произносятся слова утешения, обращенные к пребывающим в трауре.

После засыпания тела покойного сын или ближайший родственник читает Кадиш. Это не молитва за умерших, а молитва-восхваление Б-га. Кадиш сын умершего должен говорить ежедневно 11 месяцев. В конце траурной церемонии присутствующие становятся в 2 ряда, между которыми проходят родственники умершего. Участвующие на похоронах не возвращаются той дорогой, которой пришли на кладбище».

Страница 9