Размер шрифта
-
+

Орден тамплиеров. История братства рыцарей Храма и лондонского Темпла - стр. 41

.

На этом соборе присутствовало несколько епископов из Палестины, архиепископ Кесарии и Вильгельм, архиепископ Тирский, прославленный историк Латинского королевства.


В структуре ордена Храма к этому времени сформировались три класса: рыцари, капелланы (священники) и услужающие братья, – все они были связаны обетом послушания, данному Великому магистру Храма в Иерусалиме, предводителю всего братства.

Услужающие братья

Каждый кандидат на вступление в первый класс, прежде чем принести обет, должен был доказать чистоту побуждений, рыцарскую доблесть и подтвердить знатность рода. Поскольку сословные ограничения были весьма строги, ни один человек низкого происхождения не мог стать рыцарем, а потому тамплиерами первого класса были только родовитые воины неоспоримой доблести и высокого мужества. До Высочайшего совета в Труа орден состоял исключительно из высокородных рыцарей, но с момента утверждения устава святыми отцами было предписано принимать в орден эсквайров (мелкопоместных нетитулованных дворян) и ретейнеров (слуг):

«LXI. Как известно, многие эсквайры и сервенты, пришедшие из разных провинций, желают до конца своих дней служить милосердию в доме Храма ради спасения своей души. А потому целесообразно принимать их обеты, дабы лукавый не соблазнил их свернуть с праведного пути и отречься от добрых намерений».

Так возник большой класс услужающих братьев, или сервентов (fratres servientes), сопровождавших рыцарей в походах пешими или конными, что привело к усилению военной мощи ордена. Услужающие братья, вооруженные луками, алебардами и мечами, неотступно сопровождали рыцарей на поле битвы в качестве оруженосцев, подавали оружие или свежую лошадь, выручали в бою, а в случае ранения оказывали первую помощь. Оруженосцами (esquires) рыцарей становились, как правило, принесшие обет услужающие братья ордена, в редких случаях эти услуги оказывали миряне.

Наемные воины

На службе ордена Храма всегда состояло большое количество слуг, а также наемное войско (конница и пехота), находившиеся под руководством рыцарей. В знак повиновения уставу наемники облачались в черные или коричневые одежды[110], контрастирующие с белыми мантиями истинного воинства Христова. Черные или коричневые одежды полагалось носить всем, кто служил и сражался бок о бок с тамплиерами, не принося обета, чтобы репутация святого воинства не страдала от неправедных действий мирян-наемников[111].

Орденское облачение

Белая мантия, или плащ, с красным крестом на левой стороне груди была уставной одеждой тамплиеров; перед битвой ее надевали поверх кольчуги или лат, смещая полы вправо, чтобы не сковывать движения разящей десницы. На голове полагалось носить койф – белый полотняный чепец, а поверх него – головной убор красного цвета из валяной шерсти, наподобие монашеской скуфьи. На поле боя его заменяли горшковидным железным шлемом, который во избежание перегрева на солнце оборачивали наметом – объемным жгутом из льняного полотна.

Страница 41