Орден тамплиеров. История братства рыцарей Храма и лондонского Темпла - стр. 29
Пламенное рвение и воинственный энтузиазм тамплиеров можно сравнить лишь с ожесточенностью последователей Магомета, религиозный фанатизм которых едва ли не превосходил жаркую веру рыцарей-христиан. Нур ад-Дин на поле боя сражался, как самый беспощадный из его солдат. Однажды он воскликнул: «Увы, слишком долго я искал мученичества, не будучи в состоянии обрести его!» Имам Котб ад-Дин, услышав его слова, воскликнул: «Во имя Аллаха, не подвергай опасности свою жизнь, а вместе с нею ислам и всех мусульман. Ты – опора, Столп Веры. Если тебя убьют, сохрани Аллах, мы погибнем». Нур ад-Дин ответил: «О, Котб ад-Дин, что ты говоришь! Кто может спасти нашу страну и ислам, кроме великого Аллаха, которому нет равных?!» «Можно ли, – сказал он по другому поводу, – спокойно смотреть, как грабят дома наши, и не дать отпор грабителям, равно как и не защитить свою веру?»[74]
Как и тамплиеры, Нур ад-Дин постоянно сражался не только с вооруженными противниками, но и со своими страстями. Он противостоял соблазнам мира, укрепляя тело и дух постом, молитвой и беседами с суфи, духовными учителями. Праведный эмир преуспел в добродетелях, предписанных Кораном, строил школы и мечети, гостиницы и больницы для странников. С мечом в руках он сражался против врагов ислама и использовал всю энергию своей пылкой натуры на возвращение Иерусалима мусульманам[75].
Некоторые пункты Устава, а также принципы военно-религиозного служения тамплиеров и мусульман поражают сходством. Из сочинений арабских историков известно, что в мусульманском лагере были также под запретом пустословие и легкомысленное поведение, воины были обязаны пять раз совершать намаз, а между битвами пребывать в молитвенном погружении и изучать Коран.
Тамплиеры именовали себя «мстителями Иисуса Христа», а также «слугами и орудиями в руках Божиих для наказания неверных». Папа римский и Отцы Церкви считали их избранниками Божьими, призванными стереть с лица земли всех неверных. Во укрепление духа вооруженной паствы и ради пополнения рядов воинства Святые Отцы уверяли, что в награду за лишения и столь опасный труд в загробной жизни благочестивых рыцарей ожидают неизъяснимые радости рая[76].
«Сражаясь за Христа, – говорит святой Бернар в своем послании тамплиерам, – стяжаете Царство Небесное. ‹…› Так идите же вперед, о солдаты, не теряйте веры, но, укрепив дух, повергайте врагов Креста Христова и твердо верьте, что ни в жизни, ни в смерти не отделитесь от любви Божией. Повторяйте про себя в минуты опасности: будем ли мы жить или умрем – мы всегда с Господом. Отрадно возвращаться с поля боя победителем, столь же отрадно принять мученическую смереть в бою! Радуйся, доблестный победитель, – ты жив, а значит, тебе предстоит еще послужить Господу и стяжать славу, но только когда умрешь, ты сможешь прильнуть к Господу. ‹…› Блаженны мирно почившие в Господе, но поистине счастливы те, кто сражаются и умирают за Христа! ‹…› Смерть святых воинов в глазах Бога драгоценна…»