Размер шрифта
-
+

Окончание времени. Будущее человчества. Беседы Джидду Кришнамурти с Дэвидом Бомом - стр. 8


Б.: Да, мы уже согласились с этим. Неверный поворот сразу в разных областях.


Кр.: Возможно ли полностью отменить этот поворот? Или остановить? Мой мозг так приучен к идее эволюции, к тому, что я стану чем-то, чего-то добьюсь, что я должен иметь больше знаний и так далее, – может ли этот мозг вдруг осознать, что не существует такой вещи, как время? Вы понимаете, что я пытаюсь сказать?


Б.: Да.


Кр.: Я видел на днях по телевидению передачу о Дарвине, о его знании и достижениях, о его теории эволюции. Мне кажется, что с психологической точки зрения она абсолютно неверна.


Б.: Он вроде бы представил доказательства, что все виды изменялись с течением времени. Почему это неверно?


Кр.: Конечно, это наглядно.


Б.: В этом отношении это верно, хотя, думаю, было бы неверно сказать, что ум эволюционировал со временем.


Кр.: Конечно.


Б.: Но кажется очевидным, что в физическом плане происходил процесс эволюции, и это увеличило способность мозга выполнять определенные функции. Например, мы не смогли бы вести эту дискуссию, если бы мозг не стал больше.


Кр.: Безусловно, это понятно.


Б.: Но, я думаю, вы намекаете, что ум не зарождается в мозгу. Не так ли? Мозг – это, наверное, инструмент ума?


Кр.: А ум никак не связан со временем. Надо только увидеть, что это означает.


Б.: Ум не эволюционирует вместе с мозгом.


Кр.: Звучит странно, не правда ли?


Б.: Звучит странно для людей, не знакомых с подобными концепциями, но в прошлом люди воспринимали такие идеи довольно легко.


Кр.: Ум не связан временем, а мозг – связан. Не в этом ли источник конфликта?


Б.: Это может быть важным фактором.


Кр.: Индуисты говорят, что Атман, Высший Принцип, то есть ум, находится в человеке. А мозг относится ко времени. Моя интерпретация может отличаться от традиционной индуистской. Так может в этом заключаться источник конфликта?


Б.: Мы должны понять, почему это вызывает конфликт. Недостаточно сказать, что мозг связан со временем, скорее, он развивался таким образом, что время оказалось в нем самом.


Кр.: Да, именно это я имею в виду.


Б.: Но это совсем не обязательно должно было случиться.


Кр.: Он эволюционировал.


Б.: Он эволюционировал и теперь содержит время в самом себе.


Кр.: Да, он эволюционировал, и время – часть его.


Б.: Оно стало частью самой его структуры.


Кр.: Да.


Б.: Это было необходимо. И теперь, хотя ум действует вне времени, мозг к этому не способен.


Кр.: Да. И это означает, что Бог в человеке, и Бог может действовать только тогда, когда мозг безмолвен, когда он не в плену времени.

Б.: Ну, это я не имел в виду. Я говорил, что мозг, имеющий временную структуру, не способен должным образом реагировать на ум. И это действительно кажется осложняющим моментом.

Страница 8