Размер шрифта
-
+

Окончание времени. Будущее человчества. Беседы Джидду Кришнамурти с Дэвидом Бомом - стр. 18


Б.: Да, но не до конца это прояснили, потому что остается вопрос: если есть только разум, то что мы понимаем под природой? Потому что природа представляется чем-то независимым.


Кр.: Но мы также сказали, что Вселенная есть ум.


Б.: Вы хотите сказать, что природа есть ум?


Кр.: Часть ума.


Б.: Вселенского ума.


Кр.: Да, вселенского ума.


Б.: Не какого-то отдельного ума.


Кр.: Отдельный ум – это обособленный ум, но мы говорим об Уме.


Б.: Видите ли, мы должны сделать это понятным, потому что вы говорите, что природа есть творение вселенского ума, хотя она имеет все же несомненную реальность.


Кр.: Все понятно.


Б.: Но это выглядит так, как если бы природа была мыслью вселенского ума.


Кр.: Она – часть его. Я пытаюсь нащупать… если отдельный ум приходит к концу, тогда остается только Ум, вселенский ум, верно?


Б.: Да. Мы рассматривали, как отдельный ум продирается сквозь желания, и мы сказали, что если все это остановилось…


Кр.: Я как раз об этом и говорю. Если все это полностью приходит к концу, то каков следующий шаг? Существует ли вообще что-то следующее? Мы сказали вчера, что существует начало, но это слово также подразумевает какую-то часть времени.


Б.: Разве мы не скажем, что хотя это начало, возможно, это также конец?


Кр.: Конец, мы так сказали.


Б.: Конец, верно. Но появилось ли тут что-нибудь новое?


Кр.: Есть ли что-нибудь, что ум не может охватить?


Б.: Какой ум, отдельный или вселенский?


Кр.: Отдельный ум пришел к концу.


Б.: Да. Вы говорите, что вселенский ум тоже не может этого охватить?


Кр.: Это я и пытаюсь выяснить.


Б.: Вы хотите сказать, что существует нечто, некая реальность за пределами вселенского ума?


Кр.: Не играем ли мы в игру, снимая одну кожуру за другой, как слои луковицы, и в конце остаются только слезы и больше ничего?


Б.: Ну, я не знаю.


Кр.: Ибо мы сказали, что наступает конец, затем есть космический, вселенский ум, а за ним – есть ли что-то еще?


Б.: Хорошо, могли бы вы сказать, что это «еще» есть энергия?


Кр.: Мы это уже сказали.


Б.: Но вы имеете в виду, что энергия находится за пределами вселенского ума?


Кр.: Я сказал бы да, потому что вселенский ум есть часть этой энергии.


Б.: Да, теперь это понятно. Вы говорите, что эта энергия в некотором отношении живая?


Кр.: Да, да.


Б.: А также разумная?


Кр.: Подождите, подождите.


Б.: В том отношении, в каком она есть ум.


Кр.: Если эта энергия разумна, то почему она позволила человеку двигаться в неверном направлении?


Б.: Я думаю, это могло бы быть частью процесса, чем-то таким, что неизбежно в природе мысли. Видите ли, если мысль должна развиваться, то такая возможность должна была бы существовать. Чтобы зародить мысль в человеке…

Страница 18