Одушевленный мир. Язычество. Интерьеры древнего мира. Пособие для дизайнеров - стр. 31
Ил. 37. Интерьер храма Рамсеса II в Абу-Симбеле
Первое помещение (А) (ил. 36.2–3) самое большое, имитировало перистильный двор наземных храмов, к столбам прислонены статуи фараона (ил. 37). Второй зал – гипостиль, зал жрецов (Б) (ил. 36.2–3); он, как это было принято в храмовой архитектуре, меньше «двора» (часть исследователей считает, что в храме Рамсеса II было два «гипостиля».
В глубине на главной оси находилось небольшое святилище (В) (ил. 36.2–3). В святилище стояли 4 статуи: трех богов (Ра-Хорахте, Амон-Ра, Птах) и фараона Рамсеса II. В живописных и рельефных композициях, украшающих поверхности стен, представлены военные и ритуальные сцены. По направлению от входа к святилищу сумрак постепенно сгущался до полной тьмы. У храма Рамсеса II была исключительная особенность: дважды в году, 22 октября (день рождения фараона) и 22 февраля (день вступления его на царство), в 6 часов утра луч восходящего Солнца достигал самой сокровенной зоны, и всегда погруженные во тьму скульптуры ярко озарялись светом: изображения Амона и Ра-Хорахте были освещены по 6 минут, размещенная между ними фигура Рамсеса II – 12 минут. Но солнечный луч никогда не касался скульптуры Птаха – творца мира и бога мертвых. В 1960 г. в связи с возведением Асуанской плотины храму стало грозить потопление, вследствие чего его, разрезав на блоки и вновь собрав, перенесли на 60 м выше в искусственно возведенную скалу.
Комплексы захоронений
В комплексах захоронений Нового царства царские гробницы и заупокойные храмы располагались уже отдельно. При этом гробницы высекали в скалах, а заупокойные храмы к ним возводили на равнине. По своей структуре (с трехчастным делением) эти храмы, как это уже отмечалось, походили на храмы восточного берега, посвященные богам. Заупокойные храмы оформляли росписями или рельефами, рассказывая изобразительными средствами о делах, заслугах, а также о повседневной жизни умерших и др.
Особое явление в египетской архитектуре Нового царства – заупокойный храм царицы Хатшепсут, фараона-женщины (XV в. до н. э.) в Дейр-эль-Бахри. Он раскинулся на трех террасах, его залы с фасадами-портиками были высечены в скалах. Двери в храме инкрустированы бронзой, полы выложены золотыми и серебряными плитами. Особенностью интерьеров храма было обилие (более 200) скульптур царицы; Хатшепсут представала в разных образах: фараона, бога Осириса, сфинкса.
Что касается собственно гробниц, то со времен Древнего царства их оформление менялось лишь в деталях