Одушевленный мир. Язычество. Интерьеры древнего мира. Пособие для дизайнеров - стр. 33
четкое осевое построение. Крыши опирались на колонны. Как и в храмах, стены домов были глухими. Чтобы осветить интерьеры, как в храмовых гипостилях, колонны делали разной высоты, образуя два уровня потолков; в межуровневые пространства вставляли окна. Другой вариант: в жилой части Большого дворца две стены в одном из дворов поднимались не до самой крыши, между стеной и крышей устанавливались либо окна-решетки, либо ряд небольших колонок, служивших опорами для кровли. Благодаря такому устройству в расположенные за этими стенами коридоры поступал свет.
В устройстве дворцов бывали и свои особенности. Например, «изюминкой» наиболее хорошо сохранившегося Северного дворца (ил. 38) стал занимавший почти все пространство второго двора открытый прямоугольный пруд (2) глубиной 4,5 м.
Ил. 38. Северный дворец в Ахетатоне. План
Кстати, на плане этого дворца хорошо видно, что в первом открытом дворе (1) помещение справа (3) предназначалось для домашнего скота.
Дворцы Ахетатона продемонстрировали приемы внутреннего убранства, которыми пользовались египтяне Нового царства[23].
Во-первых, это использование рельефов. Обнаружено множество фрагментов рельефов с изображением оленей, лошадей, уток, слуг, спящего человека, иноземцев и др.
А, во-вторых, декоративные росписи. По нижнему уровню стен обычно проходил фриз-цоколь, высотой ок. 30 см, окрашенный в красный, синий или белый цвет; выше поверхность стены оформлялась по-разному. Например, в одном протяженном (15,4×6,4 м) колонном зале над подобным фризом располагалась живописная «лента»[24], в которой слева направо развертывалось целое повествование (ил. 39(1–9); вверху «лента» приведена в масштабе 1:10, ниже представлены фрагменты (1–5) в масштабе 1:2).
Ил. 39. Живописная «лента» на стене одного из помещений Царского дома
Вверху – живописная «лента», м-б 1:10. Ниже – фрагменты (1–5) живописной «ленты», м-б 1:2
Открыватели этой живописи предположили, что речь идет о подготовке к приезду хозяина. Сначала (ил. 39, вверху, слева направо) видна открытая дверь (1); чуть поодаль служанка подметает пол (2), следуя за другой, которая обрызгивает пол водой (5). Между этими фигурами запечатлены торопящийся управляющий с палкой (3) и поспешающий за ним озабоченный, с поджатыми губами повар (4), в обеих руках он держит небольшие подставки с яствами. Еще дальше – группа из двух больших украшенных чаш на подставках (6). Следующее изображение (7) из-за сильных утрат трудно интерпретировать. И сразу затем сцена, в которой посыльный сообщает привратнику о близости хозяина (