Размер шрифта
-
+

Одушевленный мир. Язычество. Интерьеры древнего мира. Пособие для дизайнеров - стр. 24

В каждом городе Египта чтили особое божество, которое считалось покровителем округи или области. В отличие от заупокойных комплексов храмы богам возводили на восточном берегу Нила, со стороны, где ежедневно возрождается Солнце, где египтяне жили. К храму вела аллея сфинксов, их скульптурные изображения симметрично стояли по обеим сторонам аллеи, обращенные друг к другу (ил. 25).


Ил. 25. Одна из сторон аллеи сфинксов


В Новом царстве появятся сфинксы с головами сокола, или крокодила, или змеи, или шакала, позднее – с человеческими или бараньими[15]. За сфинксами на аллее сфинксов могли находиться деревья. Аллея подводила к входу в храм.

Египетский храм – это, прежде всего, жилище бога. Но это также место совершения различных ритуалов и место поклонения божеству. Вместе с тем храмы стали своего рода ареной прославления построившего храм фараона – земного бога, верховного жреца Египта. Все перечисленные функции египетского храма нашли отражение в его устройстве и оформлении.

Мы разберем принципиальное схематическое устройство храма, посвященного богу, хотя в реальной жизни каждая из его частей могла получить более развитый характер.

Храм – это массивный протяженный прямоугольный объем с глухими стенами, сплошные нерасчлененные поверхности которых представали цельными и монументальными. Привычных для нас окон в стенах древние египтяне, как правило, не делали, быть может, из каких-то мистических соображений, быть может, чтобы сохранять комфортную прохладу в интерьерах.

Лицевую сторону храма представляют с два высоких слегка наклонных пилона, обведенных карнизом, и вход-портал в храм.

Пилон (греч. πυλών – ворота, вход) в древнеегипетской архитектуре – сооружение в форме усеченной пирамиды, прямоугольной в плане.

Вход расположен в точности посередине между пилонами (ил. 26 и 27).


Ил. 26. Схематическое устройство древнеегипетского храма, посвященного богу

A – перистиль; N – гипостиль; S – святилище


Ил. 27. Схема организации главного фасада храма, посвященного богу


Поверхности пилонов покрывали рельефные изображения, выполненные в соответствии с древними канонами, и иероглифические тексты (ил. 27); рельефы и иероглифы были раскрашенными. Это была своего рода иллюстрированная каменная летопись великих подвигов и деяний царствующего фараона. Тексты, как и в гробницах, располагались на свободном от рельефов пространстве и следовали либо по вертикали (сверху вниз), либо по горизонтали (слева направо или справа налево, предпочтительнее была строка слева направо); в симметричных композициях надписи располагались симметрично. Четкая геометрия пилонов, ярко раскрашенные рельефные изображения и цветные иероглифы, представленные на фоне натурального камня, придавали главному фасаду храма особенную выразительность.

Страница 24