Размер шрифта
-
+

Одушевленный мир. Язычество. Интерьеры древнего мира. Пособие для дизайнеров - стр. 26

Свет в гипостиль поступал только через дверной проем из перистиля, и этого было явно недостаточно. Чтобы, сохраняя стены глухими, осветить зал для жрецов, колонны центральных рядов увеличили по высоте, благодаря чему появились потолки двух уровней: высокий – в центре и более низкие – по сторонам; в образовавшийся между ними просвет поступал свет (ил. 29).


Ил. 29. Схема двухуровневых потолков в гипостиле египетского храма

Гипостильный зал храма Амона-Ра в Карнаке. Реконструкция


Эти просветы оформляли решетками (ил. 30), т. е. в гипостиле возникли своего рода окна.


Ил. 30. Известняковое окно из помещения, примыкающего к тронному залу дворца Мернептаха. Из раскопок в Мемфисе


Поверхности потолка, стен и колонн в гипостиле, как и предшествующем ему перистиле, были оформлены символическими росписями или рельефами, изображения сопровождались текстами.

По сравнению с открытым двором (перистилем), раскалявшимся под жарким египетским солнцем зал для жрецов (гипостиль) представал как регулярный тенистый и прохладный «сад» из гигантских каменных колонн-растений. Забегая вперед, отметим, что в Новом царстве капители центральных «подросших» колонн-«растений» нередко будут воспроизводить форму распустившегося лотоса или папируса, а капители остальных – форму бутонов.

Из зала для жрецов был вход в святилище (S) – сокровенную часть храма, собственно жилище бога, тоже прямоугольное, но небольшое, также без окон и также оформленное рельефами или росписями и иероглифическими текстами. В святилище находилось изображение бога (его символ) в виде статуи, которое хранилось в небольшом ковчеге-камере, сделанном иногда из цельного куска гранита. Другими важнейшими атрибутами святилища были священная ладья и жертвенный стол. Справа и слева к святилищу симметрично примыкали дополнительные помещения: зал для жертвоприношений, мог быть отдельный зал для священной ладьи и др.

Ритуалы поклонения богу были столь же устойчивыми, как приемы устройства храмов и убранства гробниц. Описание происходивших в храме ритуалов оставил древнегреческий автор[17]: «Утром приходит служащий богу жрец, наполняет святилище дымом благоуханий и отпирает крепкий затвор камеры [ковчега]. Несколько раз он преклоняется до земли, поет священные гимны, опрыскивает статую водой из 8 кувшинов, обвязывает ее затем повязками 4 цветов, белого, зеленого, красного и розового, мажет маслом и подводит зеленой и черной краской. Затем кормит бога, т. е. ставит перед статуей [на жертвенный стол] хлеб, гусей, уток, окорока, вино и воду; на столе должны быть также цветы.

Страница 26