Размер шрифта
-
+

Одиссея «корабля дураков» - стр. 37

Любимыми мыслителями Сальвадора Дали, выделяющегося своими особенностями, были Платон, Спиноза, Монтень, Вальтер, Декарт, Кант. А вот Ницше он не любил. Этот художник своей экстравагантностью, своим образом мышления и стилем жизни резко отличался от своих коллег и любил быть в центре внимания. И не случайно именно о Дали, чья жизнь и творчество привлекают так много внимания, посвящены тысячи статей.

После длительной поездки в Южную Америку, Дали не общается с Бретоном, а затем по прошествии времени, сообщает тому, что он открыл в искусстве новый жанр и собирается напечатать свое новое творение под названием «Паранойякинез». По возвращении во Францию, он поделится с ним деталями. Дали от своих коллег отличался еще и тем, что он представлял себя основным, неотделимым носителем сюрреализма. И вместе с тем, он не ценил дружбу. А. Бретон в статье «Последние тенденции в сюрреалистической живописи» критикует расистские идеи Дали. Сообщает, что не серьезно относится к творчеству Дали, и что уз дружбы между ними уже не существует. Бретон, как член коммунистической партии, также критикует иронические картины Дали о Ленине. Революционно настроенный Бретон, имел особо тесные связи с Троцким. Он говорил: «Самый простой сюрреалистичный акт – это взять в руки оружие и застрелить из него как можно большее количество людей». Бесспорно, жестокие большевистские идеи совпадали с мыслями Бретона. Для изменения буржуазного общества необходимость революции в искусстве также служила идеологии коммунистической партии. Д.Хопкинс в своем статье «Дадаизм и сюрреализм» отмечал: «Как и дадаисты, сюрреалисты были по природе индивидуалистами, но Бретон намеренно создавал сюрреализм как движение с постоянными воззваниями к групповой солидарности и изгнанием недостойных по принципам политического коллектива. Он считал необходимым примирение Фрейда и Маркса. Свобода человеческого разума, полагал Бретон, должна быть обретена одновременно с революцией в обществе. С точки зрения настоящей политики, однако, эти попытки были подобны поиску квадратуры круга».

Видный ученый В.М. Бехтерев в статье “Бессмертие человеческой личности как научная проблема» пишет: «Вопрос о совместимости фрейдизма с марксизмом являлся одним из актуальных для советских ученых 20-х годов. Одни из них критически отнеслись не только к попыткам дополнить экономическое учение Маркса психоаналитическими теориями Фрейда, но и к фрейдизму как таковому, усмотрев в нем биологизаторские, субъективистские и идеалистические тенденции… По выражению Л. Выготского «гносеологически Фрейд стоит на почве идеалистической философии», психоанализ обнаруживает «консервативные, антидиалектические и антиисторические тенденции, и в целом, «не продолжает, а отрицает методологию марксизма».

Страница 37