Одиссей. Человек в истории. Святой и общество: конструирование святости в агиографии и культурной памяти - стр. 115
Церковные иерархи направляли государям на войну послания, в которых призывали им в помощь Бога и святых400.
Московские правители молились святым о чадородии, то есть о даровании им наследников401. Вероятно, так же поступали и другие люди402.
У рак святых Сергия Радонежского и Алексея митрополита государи крестили своих детей403.
Святые фигурировали в актах как гаранты важных договоров и политических соглашений московских государей с другими представителями знати404.
В XVI в. оформилась практика доставки из монастырей московским государям святой воды, связывавшейся с днями празднования памяти святых405.
Практика богомольных походов к гробницам святых
Хорошо известна практика богомольных походов государей по монастырям и городам к гробницам святых в XVI в. Судя по житиям406 и монастырским приходо-расходным книгам, так же поступали представители знати и других социальных слоев407.
Особые практики
В некоторых монастырях кроме перечисленных выше вырабатывались особые практики почитания «своих» святых, которые иногда усваивались и другими обителями. Вот наиболее характерные примеры таких практик.
В Троице-Сергиевом монастыре в праздник масленицы все монахи попарно подходили к раке Сергия и целовали его мощи408. В день праздника св. Сергия монахи Троицкого монастыря получали самое большое количество в году спиртного напитка – меда409.
Летопись рассказывает, как великий князь Василий III крестил в 1530 г. своего сына, будущего царя Ивана Грозного в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. После совершения процедуры крещения в купели Василий III, взяв младенца Ивана, положил его в раку прямо на мощи преп. Сергия и прочел молитву, суть которой заключалась в просьбе о том, чтобы святой стал небесным покровителем наследника престола410. Совершенно ясно, что этот ритуал порожден практикой прикосновения к мощам св. Сергия.
Во второй пол. XVI в. в московском Чудовом монастыре грамоты, удостоверявшие пожертвование ему земель знатью, перед тем, как попасть в руки представителям этой обители, возлагались на мощи св. Алексея митрополита411. Так выражалась идея о передаче собственности небесному покровителю Чудова монастыря св. Алексею.
В качестве атрибута культа св. Алексея в XVI в. использовался Чудовым монастырем пчелиный мед, который под названием «чюдотворцов мед» продавался народу «на исцеленье»