Очевидцы - стр. 37
Какие средства были в их распоряжении для этого? Нарисовать охрой на стене пещеры, вырезать из кости или камня, просто запомнить и пересказать другим.
Впоследствии из таких пересказов сформировалось «священное предание», которое старейшины передавали молодым при посвящении их в воины или охотники. Передача такого рода устной традиции являлась смыслом и одним из главных элементов обряда посвящения у всех народов.
Понятно, что устная передача информации не обеспечивала ее идентичности. Пересказывая, люди что-то забывали, что-то добавляли от себя, что-то переосмысливали исходя из меняющихся реалий: tempora mutantur et nos mutantur in illis7. За несколько поколений передаваемая информация могла претерпеть существенные изменения.
Ситуация улучшилась с изобретением письменности. Больше не нужно было рассчитывать исключительно на ненадежную память и на ее смертных носителей. Показания очевидцев Откровения можно было фиксировать на носителях более долговечных: на камне, деревянных дощечках, металлических пластинах. Появилась возможность накапливать информацию в объемах, существенно превосходящих емкость человеческой памяти. Возникли первые книги, первые книжные собрания, – «священные писания». Естественно, что первым делом в эти книги были записаны «предания старцев», до той поры передаваемые изустно. Поскольку у первых очевидцев не было имен, или они были утрачены, авторство самых ранних «священных писаний» либо осталось безымянным, либо приписывалось мифическим персонажам, а то и самим божествам.
Один из древнейших священных текстов – Веды8. Индийский брамин Бал Гангадхар Тилак (1856—1920) утверждал, что они созданы за 4500 лет до н. э. Не все ученые с ним согласны, но даже самые осторожные датируют древнейшую часть Вед XVI веком до н. э., то есть признают, что она записана не менее 3500 лет назад! При этом большинство учёных сходятся на том, что до того, как Веды были записаны, в течение многих веков, существовала устная традиция их передачи. А значит, содержание Вед еще древнее, чем их первые записи.
Согласно индийской традиции, первоначально ведийское Знание представляло собой одно учение (одну Веду). Затем, в конце Двапара-юги, более пяти тысяч лет назад, это единое учение было разделено Ведавьясой9 на четыре части. Каждую из частей Ведавьяса передал одному из своих учеников. Ригведу он передал Пайла риши; Самаведу – Джаймини риши; Яджурведу – Вайшампаяна риши; Атхарваведа досталась Суманте Муни.
Но Ведавьяса не был первооткрывателем ведийского Знания. Традиция говорит, что оно было передано ему его отцом, мудрецом Парашарой. Но и Парашара не был первым: он унаследовал Веду от своего отца, мудреца Шакти, и от деда – Васиштхи.