Размер шрифта
-
+

Обществознание - стр. 54

Эллинистический период – вершина в развитии всех видов античного искусства. Театр был не только любимым местом развлечения, но и ареной политических противоборств. Скульптурное искусство украшало улицы городов и интерьеры домов. Архитектурные сооружения охватывали целые города Древнего Рима.

В целом античная эстетическая мысль не только переосмыслила эстетический опыт мифологического периода и сформировала важнейшие проблемы эстетики, но и заложила основы эстетических концепций Средневековья, Возрождения и последующих эпох.

Особенностью средневековой эстетической мысли являлось то, что она носила религиозный характер. Среди эстетических концепций особо выделялись: христианские, иудейские, исламские, буддийские.

Все европейское средневековое искусство глубоко теологично. Именно Бог, согласно христианской эстетической мысли, является подлинным воплощением красоты и мудрости, стяжание которых выступало эстетическим идеалом эпохи. Мир глазами религиозных мыслителей Средневековья (Климент Александрийский, Августин Блаженный, Иоанн Дамаскин, Фома Аквинский и др.) предстает как прекрасное творение Бога-художника. Венцом этого творения признается человек как образ и подобие Божие. Символами божественного на земле выступало искусство иконописи и храмовое искусство. Икона представляла ноуменальный уровень красоты, воплотившей изображение идеального видимого облика первообраза. Храм представлял архитектурную форму, символизирующую сакральное пространство, в пределах которого происходило непосредственное богообщение человека.

Если искусство Античности рассматривалось с позиции космоантропного принципа, а средневековому был характерен теоантропный императив, то на смену им в эпоху Возрождения приходит принцип антропоцентризма, согласно которому все красивое в человеке есть проекция всего прекрасного в Природе.

В эпоху Возрождения этическая мысль была пронизана идеей рассмотрения человека единственным творцом в мироздании. На смену Богу – Творцу Вселенной пришел человек – повелитель природы, следовательно, человек становится критерием красоты и прекрасного. Расшатав грани между телесным и духовным, художественная культура Возрождения сделала их равноценными началами восприятия прекрасного как в человеке, так и в природе. Несмотря на то что искусство Ренессанса рассматривало красоту природы и человека в их синтетическом единстве, в то же время оно не отказывалось от божественной сути человека.

Гуманизм Ренессанса пронизывает такие виды искусства, как литература, живопись, архитектура, скульптура и театр. Литературные произведения Франческо Петрарки, Лоренцо Валло, Эразма Роттердамского и других мыслителей воспевают красоту и героизм человека. Не уступают им в этом и представители живописи и скульптуры, Санти Рафаэль, Леонардо да Винчи, Буонарроти Микеланджело и др. В этот период возрастает интерес к театру. Именно театр становится тем видом искусства, благодаря которому на свет появляется опера. Гуманизм Возрождения способствовал расцвету барокко – стиль в искусстве, противостоящий классицизму и рационализму. Данный стиль пронизывает идея облагораживания естества на началах разума. Наиболее ярко барокко охватило такие виды искусства, как живопись, театр, архитектуру, литературу и музыку.

Страница 54